Мужская сборная Украины по волейболу в последние годы радует наших болельщиков.
После долгого затишья в 2019 году Украина наконец пробилась на чемпионат Европы и с ходу вошла в восьмерку сильнейших. В этом году национальная команда под руководством латвийского тренера Угиса Крастиньша выступила тоже достойно. Досрочно вышла из непростой группы, обыграв сборные Греции, Португалии и Бельгии, и в 1/8 финала дали серьезный бой вице-чемпионам Олимпийских игр в Токио-2020 сборной России.
"Пока за Евро-2021 мы ничего не получали"
– Дмитрий, что послужило спусковым крючком в прорыве украинского волейбола?
– Улучшилось отношение Федерации волейбола Украины. Раньше было все очень плохо. Сейчас федерация стала заинтересованной в достижении результата. У нас сборная была хорошей и десять лет назад, и пять, но когда это никому не надо и ничего не финансируется, то сложно рассчитывать на прогресс. Нас собирали за десять дней до чемпионата, а это, вы сами понимаете, несерьезно. Перед Евро-2021 мы собрались за полтора месяца, провели хорошую подготовку - физическую, тактическую, техническую. Провели спарринги, да какие - к нам приезжали чемпионы Европы, мы ездили в гости к олимпийским чемпионам. Когда люди в федерации занимаются делом и им нужен результат, это, естественно, переносится на игроков.
– В чем сила латвийского тренера Угиса Крастиньша?
– Мне нравится, как он держит коммуникацию с игроками. Угис пытается найти с каждым общий язык, он умеет раскрывать лучшие качества, выводить игрока на лучшую форму. Немаловажно, что у него отличный помощник - в одном лице физиотерапевт и тренер по физподготовке Артур Тинтэ. Они в связке здорово сочетаются. Думаю, если Крастиньш уйдет из сборной, многие тоже уйдут, и сборная вновь откатится назад.
– В Украине нет таких сильных специалистов?
– В один ряд с ним могу поставить только Филиппова Юрия Ивановича (тренировал сборную в 2005-08 гг. и 2012-16 гг. - Авт.). Больше никого.
– Вы удовлетворены выступлением на Евроволей-2021?
– Не очень. Мы ехали за медалями. По-другому нет смысла ехать на Евро. Просто так на прогулку, ради чего? Все думали, что как минимум повторим результат Евро-2019, выйдем в восьмерку лучших. Не судьба. В 1/8 финала нам попался очень сильный соперник. Россия в топ-5 в мире. Но нам по силам было обыграть Россию.
– Чего не хватило?
– Это больше вопрос к тренерскому штабу. Я могу ответить только за ребят: все волейболисты выложились на максимум, придраться к кому-то, что халявил, невозможно. Все, что могли, оставили на площадке. Могли выиграть, но претензий к игрокам нет ни малейших.
– Вы ощущали принципиальность матча с Россией, испытали дополнительное давление?
– Конечно. Все понимали, что такое играть с Россией. В любом виде спорта сейчас был бы накал при лобовой схватке, поэтому мотивация зашкаливала.
– Как отнеслись к тому, что за победу над Россией пообещали 10 млн грн, учитывая, что за выход в четвертьфинал Евроволей-2019 сборная получила всего 250 тысяч грн?
– Я считаю, что это было сделано не совсем корректно по отношению к команде. У нас очень много молодых игроков. Мне кажется, это больше стимулировало Россию. Нельзя объявлять такие суммы. Меня бы, например, страшно мотивировало, если бы кто-то хвастался премией за будущую победу надо мной. Нельзя хвастаться деньгами, пока ты не победил. Громкие лозунги ни к чему хорошему не приводят.
– Спорт вне политики - абсурдный тезис?
– Политика есть всегда. Везде. У меня хотел взять интервью российский канал, но я отказался. Мне кажется, что ни скажи сейчас, на российском телевидении слова подадут в другом соусе.
– В нашей сборной два волейболиста играют в чемпионате России. Ничего страшного?
– Да, ребята играют. Всем нужно кормить семьи. К сожалению, в Украине далеко не все команды обеспеченные. Не те зарплаты, чтобы содержать семью.
– Волейболисты в сборной играют бесплатно?
– Да. Возвращаясь к теме премиальных, перед Евро-2021 нам не обещали никаких бонусов. Как федерация считает, мы выступили успешно или нет? Мы выполнили задачу-минимум. Выплатят ли что-то, я не знаю. Пока мы ничего не получали.
"В Польше никогда проблем не возникало"
– Лидер нашей команды - 24-летний Олег Плотницкий. Он выступает в чемпионате Италии за "Перуджу". С ним и без него сборная Украины - две разные команды?
– Безусловно. Он делает очень много на площадке. И вне площадки тоже. Олег обладает невероятной энергетикой, заряжает команду, мотивирует ребят, подбадривает, заряжает на тренировках. Молодец! Наш лидер на правильном пути.
– Вы представляете французский "Тур", а до этого играли в Польше за "Ольштын". Какой чемпионат сильнее, где деньги крутятся больше?
– В Польше денег больше и чемпионат соответственно сильнее. Я точно не знаю, какие зарплаты в топ-клубах, но полякам много платят. По силе польский чемпионат в Европе уступает только итальянскому. И где-то на одном уровне с российским. Французский чемпионат сейчас растет, и все больше хороших игроков едут туда.
– Почему поляки сходят с ума по волейболу?
– У поляков волейбол – спорт номер один в стране. За последние семь лет поляки дважды брали чемпионат мира. В четвертьфинале поляки, кстати, сокрушили сборную России 3:0. Три года назад я играл в "Чарни Радом", и на каждом матче собирался полный зал. Поглядите, сколько сейчас приходит зрителей в Гданьске на Евро. По 5-6 тысяч на каждом матче. Залы всегда битком. Атмосфера на играх потрясающая. И поляки активно популяризуют волейбол - много трансляций, которые не прерывают на другие виды спорта.
– Как поляки воспринимают украинцев?
– Сколько я играл в Польше, проблем никогда не возникало. Но я наслышан разных историй от обычных людей. Каждый остается при своем мнении: то любят, то не любят. Если ты знаешь польский язык, а его нам в принципе легко освоить, не должно возникать никаких проблем в плане коммуникации.
– Почему львовские "Барком-Кажаны" так и не играют в чемпионате Польши, хотя рвутся туда уже не первый год?
– Вообще без понятия. Наверное, они бы уже играли, если бы не пандемия. Они вроде и на следующий год хотят заявиться, но впереди целый год, а за это время может все что угодно произойти.
"Будущее после волейбола? Счастливое!"
– Волейболом можно себе обеспечить достойную жизнь в Украине, если ты игрок не уровня сборной?
– Сложно так ответить, да и само понятие "достойная жизнь" для каждого разное. Если ты игрок хорошего уровня, ты востребован и можешь поехать за рубеж и там заработать. В Украине сейчас только в "Эпицентре-Подоляны" платят неплохие зарплаты, достойные европейских. Больших сумм в других командах не платят. Даже в "Баркоме".
– Анастасия Карасева призналась, что волейболистки очень часто находят пару среди волейболисток и баскетболистов. У вас супруга не спортсменка?
– Нет, Настя – медицинский работник. Мы познакомились через знакомых мам, которые жили на одной лестничной клетке со мной. Как-то так получилось, что мы обменялись телефонами и встретились. Так потихоньку пошло и до женитьбы дошло. Но пока без детей.
– Знаю, что у Олега Плотницкого жена волейболистка Анна Степанюк. Много еще таких пар спортивных?
– На самом деле – нет. Из игроков сборной только у Виталия Щиткова девушка-волейболистка. Так что это все стереотипы.
– Юрий Семенюк начал заниматься волейболом в 20 лет, когда тренер его заметил в "Ашане". Какая у вас история знакомства с волейболом?
– Профессионально я стал заниматься волейболом с десятого класса, когда пришел в харьковский спортинтернат. Я сам харьковский. Никакими другими видами спорта не интересовался, а вот волейбол всегда был по душе. Может быть, потому что родители любили играть в волейбол. Но они не были профессиональными волейболистами - так, для себя.
– Вам уже 34, не за горами момент, когда придется повесить кроссовки на гвоздь. Каким видите свое будущее после волейбола?
– Счастливым (улыбается)! Это тяжелый вопрос для каждого спортсмена. У меня еще два года контракта с французским "Туром". Если честно, не вижу себя тренером. Хотел бы больше проводить времени дома, с семьей.
– Когда-нибудь хотели бросить волейбол?
– После тяжелых травм. В те моменты часто проскальзывают мысли, а не закончить ли с волейболом, может, хватит? Но всегда находишь силы, чтобы продолжать.
– Жизнь без волейбола пугает?
– Нет. Если не буду играть на топ-уровне, мне это будет вообще неинтересно.
– Что есть в вашей жизни, кроме волейбола?
– Это такой риторический вопрос. Я стараюсь фокусироваться всегда на чем-то одном, не распыляюсь. Пока в моей жизни есть только волейбол, а дальше будет видно.
Фото: cev.eu