Очень полезная и интересная статья для связующих игроков
Требования к «связке»:
1) Чуткие руки + резвые ноги + глазомер
2) Сообразительность + самокритика + аналитические способности
3) Надежность + ответственность + авторитет
Удовлетворить всем перечисленным требованиям в одном лице крайне сложно (именно поэтому вырастить хорошего пасующего - труднейшая задача), к тому же добавляется психологический аспект.
Примечание: психологическая устойчивость наряду с бойцовскими качествами является общим требованием в волейболе, однако к связующему предъявляются повышенные «обязательства». Чем выше интеллект, тем больше мыслей, в том числе негативных (не нужных, мешающих выполнению задачи), которые постоянно роятся в голове. Любая негативная мысль (например, «а вдруг не получится», «как бы не ошибиться», «ой, запорю» и т.п.) резко снижает вероятность успешного выполнения того или иного элемента (подачи, нападающего удара, передачи). Негативные мысли, предоставленные сами себе, имеют свойство быстро плодиться чуть ли не в геометрической прогрессии. Причем запущенный (во всех смыслах) процесс идет подсознательно, т.е. без контроля со стороны индивида. Разгулявшиеся негативные мысли выводят спортсмена, даже находящегося в отличной физической форме, из состояния психологического равновесия. Достаточно маломальской «встряски» и спортсмен «поплыл». Недаром в восточных единоборствах, имеющих древнейше мудрейшую предысторию, сила духа ставится на первое место, а сила тела – на второе. Совершенно ясно, что связующий должен обладать незаурядным интеллектом, но чем развитее мозг, тем больше "волчьих ям" с психологией. Если «поплыл» связующий, то «абзац»: сливай воду, суши форму. А экстренная замена связки, как правило, болезненно сказывается на игре команды. Впрочем, психологическая устойчивость подвластна тренингу. Вне игры над психологией игроков, в идеале, должен работать специалист. На площадке психологией команды заведует никто иной как связующий, который должен "кожей" чувствовать своих нападающих, сам оставаясь "скалой" с "горячим сердцем и холодной головой" в течение всей игры.
Самое главное :
1) Пасуй тому, кто в «кураже»!
Примечание: Спортивный кураж - особенное психофизическое состояние, когда чувство страха полностью подавлено, а желание «порвать» противника неукротимо. Спортсмен сосредоточен (внимание предельно сконцентрировано), готов к сверх активным действиям, а двигательные функции подчинены натренированным рефлексам. Все мысли исключительно позитивны, либо «крутятся» вокруг "техники" выполнения поставленной задачи, либо чередуются с радостными воспоминаниями. Сопутствующее возбуждение нервной системы находится под контролем, при этом не исключены эмоциональные всплески, например, в виде криков, резких жестов и т.п. (это выброс негативной «энергии»). Как правило, профессиональный спортсмен самостоятельно вводит себя в состояние куража, т.е. «настраивась на игру» (методы сугубо индивидуальны). Мудрый тренер вербально помогает настроиться быстрее и эффективнее, а так же воздействует в процессе игры. Например, вовремя взятые перырывы относятся к так называемому "секундированию" (одному из методов психологической коррекции). Что именно тренер говорит игрокам в течение такого перерыва уже не столь важно, главное, дать возможность своевременно "перевести дух". Конечно, тупо орать на игрока - лишь усугублять стресс. Грамотное акцентирование интонаций и даже определенное повышение голоса позволяет "встряхнуть" спортсмена, но это действует далеко не всех и далеко не всегда. Например, Карполю удавалось диким ором выводить из оцепенения одних игроков, но сей "метод" не работал на других игроках. В дружной команде кураж легко передается от партнёра к партнёру. Большинство волейболистов в течение игры испытывают несколько "приливов" куража. Естественно, между приливами бывают и отливы, причем довольно глубокие, а иногда и затяжные. Например, частенько вышибают "из седла" две сделанные подряд ошибки (увы, волейболисты "зарываются-заигрываются", потеряв концентрацию). А ошибки одного игрока негативно воздействуют на других: команда "плывёт". По причине психологических приливов и отливов упорная игра, как правило, идёт волнами (у женщин вообще подобно качелям): инициатива многократно переходит от соперника к сопернику.
Перед игрой пообщайся с партнёрами. Почувствуй, у кого какой настрой. Разузнай, у кого что «не ладится», какие докучают болячки, какие жизненные неприятности напрягают. Лучше сделать это в шутливой форме, не задавая вопросов "в лоб". Еще на разминке внимательно следи, у кого «катит вовсю», а у кого «мяч из рук валится». Так же посматривай на сторону противника: определяй, кого нейтрализовать в первую очередь. Контролируй свой предстартовый «мандраж», не дай ему развиться, отсекай негативные мысли, перенаправляй внутреннюю энергию в позитивное русло. В случае стартовой апатии «раскачивай» себя злостью.
Примечание: Спортивный мандраж - нервное возбуждение, обусловленное, в частности, зациклившимися переживаниями перед началом поединка (стартовый мандраж), или непосредственно по ходу состязаний (из-за страха ошибиться и подвести команду). Апатия - последствие нервного перевозбуждения, характеризующееся вялостью, отрешенностью (спортсмены в этом случае говорят: «перегорели»).
Общеизвестная функция (цель) связующего – «растащить» блок противника, максимально облегчив задачу своим нападающим. Однако в одну игру того или иного нападающего упорно чехлят одним блоком, тогда как в другую напрочь не могут закрыть даже тройным. Мандраж и кураж - вот две противоположности, которые определяют победу или проигрыш. Поэтому как можно чаще пасуй тому, кто в кураже!!! А в концовке только ему!!!!! Признаки куража: «горящие» глаза, «поднятая» голова, решительность в голосе, в движениях и т.д. Если в кураже находятся сразу двое, или трое, то «разливай» поровну. Если же все свои нападающие «поплыли» (признаки: опущенная голова, «бегающие» или «потухшие» глаза, неуверенность даже в словах) либо скидывай сам, либо чередуй наиболее надежные варианты наряду с рискованными комбинациями. Ищи выигрышные ходы! Зажги командный кураж!!!!! В течение волейбольного матча, увы, кураж очень редко находится на одном и том же уровне даже у признанных лидеров-асов. Провести серию матчей на пределе своих возможностей, т.е. в абсолютном кураже, способны лишь единицы. Иногда у игрока никак не получается самостоятельно «поймать» кураж - тогда необходима помощь извне. Тренер от Бога мгновенно определяет «потерявшихся» и вовремя находит нужные слова. Аналогично должен поступать настоящий связующий, в идеале выполняющий обязанности капитана. Нападающего «на спаде» можно загнать «в полный минус», и даже полностью психологически «сломать», если продолжать тупо «грузить» пасом.
Начинай игру без раскачки, не упрощая и не отказываясь от быстрых комбинаций. Тем самым ты «заведёшь» свою команду и выбьешь из «колеи» противника. Сразу бери инициативу в свои руки. В концовке не сбивайся на сплошные «парашюты». Но! В большинстве игровых ситуаций не занижай адресуемую явно (!) передачу, особенно при плохой доводке: нападающему даже в кураже будет тяжело бороться с успевающим блоком. Частенько в проигрываемой концовке все до одного нападающие "скисают" (никто не желает брать ответственность). Тогда растормоши того, кто находится в наиболее выгодной позиции (напротив низкого блока), или того, кто легко-быстро "заводится"... В любой момент игры по мере возможности предельно «ускоряй игру», т.е. пасуй настолько "быстро", насколько способны выдержать твои нападающие.
2) Как выполнять передачи.
Нападающие обладают разной скоростью «выхода на мяч» и разной скоростью «съема» мяча. Более того, техника (следовательно, скорость и траектория движений) довольно сильно различаются. Поэтому выполнение передачи следует производить с учётом индивидуальных особенностей партнеров. Говоря проще, прежде всего надо «сыграться». Вроде бы прописная истина, но вопрос в том, как это сделать наиболее эффективно, с наименьшими затратами времени и сил. В реальной жизни обычно возникает следующая ситуация: нападающий «катит баллоны» на связку, а связка высказывает претензии, что нападающий «не идет навстречу». Круг замыкается, проблема если и получает решение, то частичное. На тренировках вроде бы что-то худо-бедно получается, но в напряженной игре рушится, как карточный домик.
Кстати, выросшая из массового спорта российская школа волейбола зиждется на огромном объеме тренировок и гигантском количестве игр. Т.е. совершенствование идет через максимизацию объема нагрузок. При этом качеству выполнения упражнений и концентрации психики уделяется, мягко говоря, второстепенное внимание. Поэтому уже в ДЮСШ получаем огромное количество травм: «летят» колени, спины, плечи. Про голеностопы и выбитые пальцы уже не говорю, это «насморк волейболиста». Однако согласитесь, гораздо лучше выполнить меньший объем, но с лучшим качеством! Благодаря чему не растратить физические возможности организма по пустякам, не износиться раньше времени, не уйти поспешно "на пенсию" из-за накопившихся травм. Самое печальное, у многих российских тренеров гипертрофированное самомнение: они говорят громко, но никто и не думает выслушать оппонента.
Передача сверху (как и передача снизу) выполняется преимущественно за счет ног! Руки лишь завершают последнюю фазу движений. Т.е. сначала работают ноги, потом руки. Постановка ног имеет важнейшее значение! На разминке связующие частенько «понтятся», выполняя передачи без помощи ног, одними кистями. Но это приемлемо только в качестве начала разминки. Передача в прыжке, естественно, выполняется одними руками, просто ноги завершают свою работу раньше обычного (правильный выход ногами «на мяч» при этом не теряет актуальности). В случае «ускоренной» доводки (когда траектория доводимого мяча специально занижается принимающими) связующий вынужден разворачиваться в сторону подлетающего мяча и лишь в последний момент «доворачивать» ноги и туловище вдоль сетки. На выходах не спеши выскочить к сетке как можно быстрее: сначала оцени направление подачии (атаки) и траекторию доводимого мяча. Иначе будешь петлять по площадке, как загнанный заяц, и не успевать точно выйти "под мяч". В конечной фазе выхода "под мяч" выдающиеся связующие часто-часто-быстро-быстро "танцуют" ногами, только в начальный момент выхода сделав длинные шаги. При "срезках" доводки иногда приходится пасовать фактически с пола, тогда широкий завершающий шаг (как правило, влево и с кувырком) допустим, но тут надо контролировать голеностоп от вывиха.
! |
Необходимо различать два типа выполнения нападающего удара и, соответственно, второй передачи. Итак: нападающий удар производится либо по восходящему (поднимающемуся) мячу, либо по опускающемуся. Третьего не дано. Секрет бразильцев образца 2007 года состоит в том, что даже при нападении по опускающемуся мячу они очень быстро производят «съем», т.е. когда мяч только-только преодолел верхнюю точку. Без повтора видео записи даже не успеваешь понять, когда бразильцы бьют по еще восходящему мячу, а когда по уже опускающемуся. Как известно, мяч, в том числе направляемый пасующим, движется по параболе. В гравитационном поле тяжести сферическое упругое тело, ускоренное в определенном направлении, просто-напросто не может «лететь» иначе (ныряние мяча при планирующей подаче – отдельная тема). А если по параболе, значит, всяко будет верхняя точка полёта, пройдя которую, мяч начет опускаться. Если же снимать мяч до этой точки, то блокирующий физически не сможет определить место нападающего удара по полёту мяча. Ведь восходящий мяч может пролететь одного нападающего и направиться к другому. Тут блок вынужден угадывать место по разбегу нападающих. А это уже веришь - не веришь. Или придется обходиться только с одиночным блоком. Блокирующий чуть-чуть не успевает определить место нападения в случае, когда мяч только-только начал опускаться. Этой микро задержки бразильцам достаточно, чтобы сыграть на опережение. |
Скоростную передачу для удара по опускающемуся мячу (так называемую «дужку», или «половинку», или полу-прострел ) лучше чуть-чуть занизить, иначе нападающий может, проскочив по той или иной причине «темп», мяч попросту не достать. Однако для высокорослых игроков, как правило, не очень резвых от природы, а так же для тех, что способен «затягиваться» в прыжке, можно передачу даже чуток завышать (в случае чего, нападающий скинет). Некоторые нападающие первого темпа имеют свойство в азарте «пробегать» связующего, поэтому приходится пасовать вдогонку (!) даже при хорошей доводке. Всегда учитывай, как выходит «на мяч» нападающий в каждом конкретном случае: если задерживается, завышай передачу. При доводке на 3-й метр, чтобы опередить блокирующего, приходится "выстреливать" передачу вдогон (пример см на: http://www.youtube.com/watch?v=0hS6X59CzfE ), находя непростой оптимум между высотой и скоростью пасуемого мяча.
Следует пояснить, что подразумевается под сугубо волейбольным термином «в темп». Совместные действия, синхронизированные во времени? В общем, да. Однако тут важны нюансы. Нападающий, подраскорячившись, может «снять» мяч на разной высоте, но наиболее удобно (и как следствие, наиболее эффективно) только на определённой. Тоже самое касается удаления от сетки. Конечно, при статистическом разбросе траектории передачи в разумных пределах. Так вот, передача выполнена «в темп» тогда, когда нападающий не прилагает дополнительных усилий по обработке мяча, причем, ни по высоте, ни по удалению от сетки. Образно говоря, когда нападающему максимально удобно заколотить мяч в пол, а в игре еще и минуя блок (либо сознательно атакуя "блок-аут").
Чисто «прострельную» передачу (нападение производится по восходящему мячу!) выполняй строго «в темп», мяч должен прилететь прямо «в руку» нападающего (точнее говоря, пролететь через траекторию бьющей кисти нападающего). При этом нападающий должен как бы висеть в воздухе в ожидании пасуемого мяча. При плохой доводке «прострел» нацеливай так, что «не снятый» мяч угодит на сторону противника. Это нормально. В идеале связующий и нападающий должны подстраиваться друг под друга, чтобы попасть «в темп», но на практике связке чаще приходится отдуваться в одиночку. Либо приседать, чтобы дождаться замешкавшего нападающего, либо пасовать в прыжке, если нападающий «бежит впереди паровоза». На тренировках совершенствуй «ощущение партнера вслепую»: чувствуй, как выходят на удар и как снимают мяч нападающие даже без задействования периферического зрения.
Внимание! При прострельной передаче основным параметром является скорость пасуемого мяча. Высота же полёта мяча получается «автоматически» исходя из его начальной скорости и равна высоте съема мяча нападающим. Т.е. если нападающий умышленно пропустит мяч, то последний полетит дальше с набором высоты. Расхожей ошибкой многих связующих является занижение прострельных передач, вызванное перестраховкой (дабы нападающий заведомо достал мяч). Важно понимать, что в отличие от полу-прострела угол вылета мяча меньше, а скорость больше.
Девушки при быстрой передаче предпочитают наносить удар аккурат в самой верхней точке полёта мяча, либо бить по уже опускающемуся мячу, но никак не по восходящему (не хватает скорости выхода-напрыгивания). Т.е., как ни заставляй, выпрыгивают либо одновременно с поднимающимся пасуемым мячом, либо после того, как связующий отправил мяч нападающему. Отсюда следует определённая специфика выполнения быстрых передач. При попытке сыграть максимально быстро от связующей требуется высокая точность прежде всего по высоте второй передачи.
«Взлёт» (удар также наносится по восходящему мячу, но рядом с пасующим) в отличие от «метровки» (которая бьется по опускающемуся) опасен тем, что относительно легко «чехлится» одиночным блоком. Нападающему, увы, некуда деваться, если блокирующий не опоздал с выпрыгиванием и чётко выбрал место. Поэтому связующий обязан предельно внимательно следить за центральным блокирующим! Не пасуй «взлёт», если наверняка не опережаешь блок. При «метровке» нападающий способен изменить направление удара (хотя блокирующий ждет, не прыгая, до последнего момента), а при взлёте - нет (не успевает физически). Не раздумывая «разводи», если центральный блокирующий «приклеился».
«Крест». Прямой и обратный. Очень популярная в 80-е годы комбинация, основанная на скрёстном перемещении нападающих первого и второго темпа. По сути, комбинируется «взлет» и «дужка», реже (поскольку труднее) «взлет» и «прострел». Эффективность резко падает, если связующий не достаточно хорошо видит блокирующих.
«Впрыжка» - официальное название "вход в зону" (http://www.youtube.com/watch?v=UzXjJaUppts). По сути, разновидность креста с той разницей, что комбинируются две дужки (или дужка с прострелом). Например, игрок 4-й зоны впрыгивает на место игрока 3-й зоны, при этом последний выходит на атаку между 3-й и 4-й зонами. Задача связующего: поднять центрального блокирующего на первый темп. Что сделать непросто при блокировании непосредственно «по мячу». Насколько бы не был хорош связующий, впрыгивающему нападающему крайне рискованно «бить в ход».
«Зона», она же «волна», он же "вход в зону за первым темпом". Нападающий второго темпа производит удар из чужой зоны, например, когда тройка смещается к двойке, то из 3-й зоны, практически сразу же за первым темпом. Так же возможен удар из точки между двумя зонами, например, между 4-й и 3-й. Задача связки выдать передачу через руку первого темпа, т.е. у блокирующих должно возникнуть ощущение, что именно первый темп «смахнет» мяч. При этом угол вылета пасуемого мяча варьируется: для второго темпа несколько выше (иначе первый поневоле зацепит мяч). Первый темп может играть как взлёт, так и прострел, а второй фактически дужку: тут выдать прострел очень сложно, хотя при отточенном взаимодействии подобное возможно.
Комбинация «пайп» – передача относится к «дужке», но на расстояние полтора-два метра от сетки сразу же вслед за первым темпом. Удар производится по опускающемуся (!) мячу игроком задней линии, запрыгивающему далеко вперед. От связующего требуется отменное периферическое зрение. Если нападающий по какой-либо причине не успевает выйти на ударную позицию, связующий обязан адресовать мяч другому игроку. Завышать «пайп» не имеет смысла: блокирующие успеют прыгнуть второй раз. Преимущество «пайпа» по сравнению с «крестом» в том, что блокирующие видят вырожденную проекцию траектории пасуемого мяча на плоскость сетки (плохо оценивают глубину передачи), поэтому им сложно выбрать место «по мячу». «Пайп» можно играть спереди и сзади (за головой). Первое проще, второе неожиданнее.
"Морита" - нападающий имитирует "взлёт", но играет "метровку" (первое напрыгивание обманное). В современном волейболе (при блокировании "по мячу") эта комбинация не используется.
Выверенная, неожиданная для соперника передача за голову - наиболее сложный элемент. Пасующий должен мысленно спроецировать плоскость, проходящую через центр своей грудной клетки перпендикулярно туловищу. Классическая передача за голову выполняется именно в данной плоскости. Чувство «привязки» к этой виртуальной плоскости – очень важно, даж если мяч откидывается на заднюю линию без доворота туловища. При соблюдении пространственной ориентации с учётом плоскости туловища мяч будет лететь строго в нужном направлении, причем более точно по дальности и высоте. В современном волейболе скоростная передача за голову в прыжке выполняется кистями практически без прогиба туловища. При длинной передаче, например, из 4-й зоны во вторую, избежать сильного прогиба туловища невозможно (по крайней мере, в обозримом будущем). Вопрос в том, как правильно поступить с туловищем, дабы не раскрыть свой замысел. Замаскировать требуется максимально! Иначе передача за голову теряет смысл. Вообще, преждевременный, до выполнения передачи как таковой, прогиб туловища назад (да еще и с раскоряченными ногами) квалифицируют связку как «сырую». Хочешь узнать, что представляет из себя новый связующий, внимательно посмотри, как он выполняет передачу за голову. Чтобы пасовать взлёты и прострелы, надо сначала сыграться, а передача за голову сразу покажет «кто есть кто». У многих "связок" в особо ответственных играх, или в критический момент «сбивается прицел»: передача (прежде всего за голову) начинает «гулять», в результате мяч либо не добрасывается, либо забрасывается. Но это уже чисто психологическая проблема.
2) Заранее разведай уязвимые места соперника.
Внимательно, практически по отдельным кадрам проанализируй видеозапись. Не доверяй памяти. Просмотр «в живую» чреват некорректными оценками из-за эмоций, проэтому дополнение видеозаписью - необходимо. Можно даже ограничиться только видеозаписью... Вычисли «дыры» на блоке и в защите предстоящего противника. Обсуди свои соображения с тренером еще до принятия им тактической схемы на игру. Это как раз тот случай, когда одна голова хорошо, а две – лучше. Если главный тренер предпочитает «ломать голову» в одиночку, или доверять анализ своим помощникам, это его право. Но играть то тебе! Поэтому не отказывайся анализировать самостоятельно. Если твои выводы совпадут с тренерскими, значит, всё путём. Ежели нет, то заготовь запасные варианты, приняв указания тренера в качестве основных.
3) При необходимости перестраивайся по ходу игры
Не только ты «вычисляешь» противника, но и противник «вычисляет» слабые места твоей команды. Иногда тренер не успевает скорректировать тактическую схему (например, когда нет перерывов), или принимает неверные решения (тренер - тоже человек), которые раз за разом не дают положительного результата по ходу игры. Тогда бери инициативу в свои руки, используя запасные варианты, продуманные заранее.
Если у всех "не покатило" (в частности, перегорели), а тренер впал в ступор, или сбился на прописные истины, то связующий обязан "выдернуть" игроков из психологической ямы, поскольку нити всей команды именно в его руках. Например, сыграть неожиданную красивую комбинацию, тем самым воодушевив партнёров.
Если связующий чувствует, что сам "поплыл", то следует не зарываться, а на время упростить игру, предупредив об этом партнёров. Разумно так же обмолвиться с лидером-нападающим, типа: "выручай, братан, счас очухаюсь".
Разминка.
Помимо общей разминки связующему полагается индивидуальная:
1) Кисти рук – особо тщательно! Каждый палец, каждый сустав!!! Пальцы в замок, и вперёд до пощелкивания в суставах…
2) Стопы. Вращательные движения, с постановкой ноги на носок.
3) Колени. Вращательные движения в разные стороны при полусогнутых коленях.
*) Шея. Повороты влево-вправо с нарастающей амплитудой. Затем влево-вправо одновременно вверх. Наконец, боковые наклоны (аккуратно!). всё выполняется без вращения головы!!!
Индивидуальные тренировочные упражнения :
1) Кистевой эспандер. В отличие от набивного (или утяжеленного) мяча не вызывает утраты «чувства мяча». Для связующего крайне важно ощущать мяч буквально подушечками пальцев. Это очень тонкое «чувство». Некая смесь тактильного и психофизического.
2) Отжимания от пола на пальцах. Начинать потихоньку, после того как уверенно будешь выполнять обычные отжимания хотя бы 30 раз.
3) Периферическое зрение. Не поворачивая головы, определять: с одной стороны, в каких зонах стоят блокирующие, куда оттянулись защитники, а с другой стороны, где находятся нападающие, кто из них уже готов, а кто замешкался.
4) Постановка ног и рук. Ступни параллельно, не шире плеч. Колени полусогнуты. Туловище самую малость наклонено вперед. Зад не отклячен! Руки согнуты в локтях на уровне пояса, в любой момент готовы быстро подняться вверх. Вскинутые руки располагаются примерно на 15..20 см выше лба. Локти полуразведены, на уровне мочек ушей. Большой и указательный пальцы левой и правой рук на расстоянии примерно 3..5 см друг от друга. Безымянные пальцы и мизинцы выполняют вспомогательную роль, но без них передача не будет мягкой. Контроль выхода на мяч: если руки убрать, то мяч должен упасть прямо на лоб.
5) Передачи над собой на разную высоту, не сходя с места. Активно работают ноги: сгиб в коленях перед передачей, разгиб вместе с передачей, перекат на пальцы ступней.
6) Передачи на определённую высоту у стенки. Чередовать случайным образом в одной серии на максимальную, среднюю и низкую высоты.
7) Непрерывные передачи сверху двумя руками через близкие промежутки времени с переходом из положения стоя в положение лёжа.
8) Набивать ("чеканить") одной рукой мяч над собой. Сначала на высоту 1 метр, затем примерно на 2 и 3 метра.
9) На ровной стенке на разной высоте (3, 5, 9 м) рисуются мишени макс радиусом около 0.5..0.75 м. Выполнять передачи сразу с отскока от стенки поочерёдно разных высотах. Точность довести до 95 из 100. Расстояние от стенки от 2 метров до 5 метров.
10) Передачи на точность/дальность с учётом "привязки" к площадке. Исходная позиция: между 2й и 3й зонами. Доводка гуляет по глубине в пределах 3-х метров. Взвешенная передача в 4ку. В идеале нужно ориентироваться на антенну, т.к. все залы разные, поэтому любые другие ориентиры «шарахаются».
Упражнение в паре: прилетающий от партнёра мяч пасуется надо собой, при этом осуществляется разворот на 180 градусов, а затем выполняется передача за голову в сторону партнёра.
*) В случае острой необходимости исправления техники выполнения второй передачи и выхода под мяч, связующего на время тренировок разворачивают лицом ко второй зоне. В принципе, «разворот» будет очень полезен и в дальнейшем на практике: при выходе из 5-й и 4-й зон связующему бывает проблематично развернуться без потери «темпа»
Успеха!!!
Ну и на конец советы от гуру:
За матеріалами сайту: http://o-volley.ru/