Чемпионка мира и Европы по волейболу Наталия Гончарова — о состоянии сборной России перед финалом Гран-при, травме Татьяны Кошелевой и сравнениях с Екатериной Гамовой
В среду в Бангкоке стартует «Финал шести» женского мирового Гран-при по волейболу с участием сборной России. Nурнир пропустит один из лидеров российской атаки — доигровщица Татьяна Кошелева, которая травмировала спину и уже вернулась домой. В ее отсутствие забивать, что называется, за двоих придется диагональной Наталии Гончаровой. Впрочем, у нее это и так хорошо получается. Чемпионка мира и Европы возглавляет список лучших бомбардиров Гран-при по итогам предварительного этапа — 185 очков. Перед началом финального раунда соревнований корреспондент «Известий» Александр Ильин побеседовал с волейболисткой.
— По вашим ощущениям, в каком состоянии сейчас находится команда?
— Ну, с акклиматизацией у нас точно проблем не должно быть, потому что перед финалом Гран-при мы две недели провели в Японии. Сначала играли, а потом тренировались. Пока, конечно, еще есть игровые проблемы, особенно с приемом. Из-за этого возникают сложности и в атаке. Что касается физического состояния, мы, наверное, не находимся сейчас в оптимальной форме. Но с другой стороны, это и хорошо. Наша основная задача – как можно лучше подготовиться к Олимпиаде. Все свои силы мы бросим именно на этот турнир. Главное — быть на пике формы в Рио.
— К сожалению, опять травмировалась Татьяна Кошелева. Такие моменты выбивают из колеи?
— Безусловно, если бы Татьяна была сейчас с нами, было бы гораздо проще. Конечно, сборная должна адаптироваться к любым ситуациям, но когда выбывает такой ключевой игрок, это сразу же создает проблемы. Да, в начале Гран-при мы играли без нее, но тогда были другие соперники — сейчас они гораздо сильнее. Надеюсь, что Татьяна скоро восстановится и вернется в команду.
— А вы лично в хорошей форме? Со статистикой у вас всё в порядке — уверенно лидируете среди лучших бомбардиров Гран-при. Или скажете, что не придаете этому большого значения — главное, как часто говорят спортсмены, чтобы команда выигрывала?
— Чувствую себя хорошо и по-прежнему готова нести большую нагрузку. Хотя только игры покажут, насколько готова. А насчет статистики… Мне приятно, что на данный момент я лучший бомбардир Гран-при, а когда еще и команда побеждает, это приятно вдвойне. Ведь если команда проигрывает и не занимает призовые места, то хорошая личная статистика в принципе ни к чему. Тогда, значит, и я не так много пользы принесла.
— Недавно вы второй раз подряд получили приз лучшей волейболистки чемпионата России, который носит имя прославленной Людмилы Булдаковой. Как вы относитесь к подобным званиям?
– Очень серьезно. Ведь это оценка моей работы. Правда, в основном я все призы отправляю родителям на Украину, хотя и у меня кое-что сложено в уголочке…
— Вас неизбежно сравнивают с другой известной волейболисткой — Екатериной Гамовой, ведь вы, по сути, ее преемница в сборной. Недавно Гамова закончила карьеру, и настало время Гончаровой. Морально вы готовы к этому — фактически к статусу главной звезды национальной команды?
— Думаю, да. Нас уже довольно давно сравнивают и даже пытались сталкивать, провоцировать между нами какой-то конфликт. Но на самом деле это здорово, что в сборной есть преемственность. Раньше Катя была лидером команды в атаке, теперь — я. Я уже привыкла брать ответственность на себя в ключевых моментах. У меня и позиция на площадке — диагональный. Это значит — большая нагрузка в атаке, почти все концовки приходится завершать. Психологически я готова, потому что уже на протяжении нескольких лет исполняю эту роль в клубе и сборной. Другое дело, что любой игрок не может постоянно находиться в оптимальной форме и показывать свой лучший волейбол. Всегда есть спады и подъемы.
— Вы неоднократно играли с Гамовой, но все-таки играть вместе у вас не очень получалось. Как вы считаете, почему? Ваш атакующий дуэт казался убойным.
— Когда мы с Катей находились на площадке одновременно, получалось, что у нас становился слабее прием, ведь мы с ней не принимающие. Естественно, это уже не те передачи, не та скорость, и соперники успевают поставить тройной блок, и вообще все уже научились защищаться. Очень сложно так играть. Вроде и у Кати, и у меня сильная атака, но это не работает без хорошего приема. В современном волейболе держать на поле двух чистых диагональных — авантюра. И последний чемпионат мира, где мы остались без медалей, это доказал.
— Зато четвертьфинал прошлой Олимпиады с Бразилией стал исключением. В том матче произошло что-то необъяснимое: вы набрали 25 очков, Гамова — 25, Соколова — 28, и при этом сборная проиграла. Чего тогда не хватило для победы?
— Тогда нужно было реализовать хотя бы один матчбол, которых у нас было несколько. Мне кажется, в какой-то степени нам просто не повезло. И Бразилия в тот момент, на мой взгляд, находилась не в лучшем состоянии, мы могли победить и добиться в Лондоне гораздо большего. Конечно, я тогда расстроилась. Потом даже ни разу не пересмотрела ту игру. Но воспоминания всё равно остались, и не самые приятные.
— Если сравнить ту сборную России и нынешнюю, сегодня наша команда не слабее?
— Я считаю, не слабее. Сейчас у нас более молодая команда, а в нашем случае молодость — это большой плюс. У нас очень много желания, стремления добиваться результата.
— Ваш первый соперник в финальном раунде Гран-при — Бразилия. В преддверии встречи на групповом этапе олимпийского турнира этот матч, наверное, будет иметь особое значение?
— Я бы так не сказала. Он будет особенным разве что с другой точки зрения. Бразилия — это наш первый столь сложный соперник в нынешнем сезоне. Вообще Бразилия, США, Китай — это команды на уровень выше тех, с которыми мы уже встречались в Гран-при. С ними будет тяжело. Но интересно посмотреть, на что мы способны.
— Недавно вы проиграли Сербии, причем точно так же, как на прошлогоднем Кубке мира — вели 2:0 по сетам, а потом уступили на тай-брейке. Тревожный симптом…
— Это точно не симптом. Просто так сложилась игра. Прежде мы сербок не раз обыгрывали, прекрасно знаем этого соперника. Поверьте, никакого комплекса у нас нет. Те же США и Китай — более неудобные для нас команды. У них очень хороший прием, поэтому они играют в быстрый волейбол и постоянно что-то придумывают. У нас в этом смысле более простая игра. Но если хорошо подготовиться, выработать хорошую тактику, — в первую очередь на блоке, чтобы успевать закрывать их быстрые атаки, — можно побеждать и таких соперников.
— О чем думаете перед финалом Гран-при?
— Конечно, хочется выступить успешно и поскорее вернуться домой. А то мы уже почти четыре недели не были дома — это тяжело.
— Но вам предстоит сыграть четыре матча за четыре дня…
— Да, это сложно. Но выдержать можно. В прошлогоднем финале Гран-при в Омахе у нас было пять игр подряд. Еле-еле, но выдержали.
По материалам izvestia.ru