Доигровщик казанского «Зенита» Владимир Мельник в интервью рассказал о том, почему отказался от летних сборов с клубами, как принимал присягу в Севастополе, как в российский волейбол ворвалась песня «Фантазёр» и многом другом.
«В «ЗЕНИТЕ» ПОСТОЯННО ПРОГРЕССИРУЕШЬ»
– Владимир, ваш переход в «Зенит» многих удивил, потому что последние два сезона вы провели в командах из нижней части турнирной таблицы. Какой была ваша реакция на предложение?
– Конечно, я обрадовался! Всегда приятно играть в команде, которая решает большие задачи. Главный тренер «Зенита» Владимир Алекно в одном из интервью отмечал, что многие хотят играть в «Зените», но в то же время многие не хотят – из-за высокого уровня ответственности и давления. У меня достаточно большой опыт и мне было интересно попробовать себя в новых условиях.
– В предыдущих командах вы были игроком основы. В «Зените» конкуренция среди доигровщиков высочайшая и игровое время может сократиться. Вас это не пугало?
– Безусловно, любому хочется постоянно играть. Был разговор с тренерским штабом, после которого стало понятно, что игровой практики будет достаточно, потому что «Зенит» играет в большом количестве турниров. Например, в начале сезона я играл почти во всех кубковых матчах. А конкуренция никогда никому не мешала, она помогает спортсмену расти. В «Зените» ты вообще постоянно прогрессируешь, потому что на тренировках работаешь с игроками уровня национальных сборных. У «Зенита» две сильные шестерки – сейчас не у многих команд суперлиги есть такая глубина состава.
– Быстро адаптировались в новом коллективе?
– Я коммуникабельный человек, обычно быстро нахожу общий язык с людьми, поэтому никаких проблем не было. В Казани очень дружная команда и у всех одна цель – побеждать. Это идеальная ситуация. Мне кажется, когда Владимир Романович собирает команду, учитывает этот фактор. Чтобы все друг с другом ладили и не было никаких лагерей. Не буду приводить примеры, но когда в команде есть какие-то конфликты, когда начинают искать виноватых и переводить стрелки – ничего хорошего не бывает.
«К ПРЕДЫДУЩИМ СЕЗОНАМ ГОТОВИЛСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО»
– В предыдущие годы новости о ваших переходах в новые команды появлялись довольно поздно. С чем это связано?
– Последние три-четыре года я предпочитал готовиться к сезону самостоятельно – ни с одной из команд не проходил сборы. Подписывал контракты буквально перед началом сезона. Так было с «Факелом», «Уралом», краснодарским «Динамо».
– Рискованно.
– Я это понимал. Но в то же время я был уверен, что буду в хорошей физической форме и никого не подведу. Я приезжал и практически сразу начинал играть на хорошем уровне.
– Вас пугали нагрузки, которые могут дать в клубах?
– Вовсе нет. Я себя тоже не жалею. Просто в какой-то момент я понял, что никто не знает возможностей моего организма лучше меня. Сезон заканчивается в мае, но в отпуске я никогда не бездельничаю. Я убежден, что профессиональный спортсмен не должен лежать на диване и ждать начала сборов. Обязательно плавал, занимался профилактикой травм, работал в тренажерном зале, играл в пляжный волейбол. С опытом уже понимаешь, что нужно твоему организму. В спортивном плане от отсутствия сборов я ничего не терял, но зато мог больше времени проводить рядом с семьей. В этом году получилось иначе – уже 15 июля был в Казани, прошел всю предсезонку.
– Правда, что вас назвали в честь знаменитого советского пловца Владимира Сальникова?
– Да. На московской Олимпиаде в год моего рождения он выиграл три золотые медали. Плавать я, кстати, очень люблю. В отпуске стараюсь каждый день проплывать по километру.
– После завершения летнего Кубка «Зенита» по пляжному волейболу вы сказали, что если бы вашим партнером по суперфиналу был не Вильфредо Леон, а ваша девушка, результат мог быть другим.
– Всё дело в том, что Лео только накануне прилетел в Казань после отпуска. Он два месяца не держал мяч в руках. А тут сразу песок. Разумеется, он не мог играть в полную силу – можно было запросто травмироваться. А соперники специально раз за разом подавали в него, вынуждая его атаковать. Я в этом плане был лучше подготовлен – летом постоянно играем с Ксенией в микст-турнирах. Она многократная чемпионка Украины, играла на чемпионатах Европы и мира. Неоднократно обыгрывали с ней мужские пары. У нее большой опыт в пляжке, в защите тащит всё подряд, поэтому играть с ней одно удовольствие.
– Как познакомились?
– Как раз на турнире по пляжному волейболу в Харькове в августе 2014 года.
«ГАИЧ ОТНОСИЛСЯ К ВОЛЕЙБОЛУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИ»
– «Я очень доволен, что судьба свела меня с Гаичем. В современном волейболе он, на мой взгляд, разбирается лучше любого российского специалиста». Это ваша цитата из интервью 2005 года. Через пять лет вы и другие игроки «Урала» говорили о нем совсем другое.
– (Смеётся). Поймите правильно. В 2005 году меня впервые вызвали в сборную России. Как раз при Гаиче. Разумеется, эмоции тогда были только позитивные, атмосфера в сборной была хорошей и тренер казался отличным. Но когда я начал работать с ним в Уфе, готов был забрать свои слова обратно. Думаю, со временем все специалисты и болельщики разобрались, что это за человек. Волейбол надо любить, а Гаич относился к нему потребительски. В общем, не тренер, а бизнесмен.
– Вашим самым большим достижением в сборной оказалось «серебро» чемпионата Европы-2005.
– Очень обидное «серебро». Мы в том матче вели 2:1, но проиграли. Были очень разочарованы. Я выходил в финале, но основную пару доигровщиков в Риме составляли Сергей Тетюхин и Павел Абрамов.
– Зато вы много играли в Евролиге-2005, которую сборная выиграла в Казани.
– Да, решающие игры проходили в «Баскет-холле». Тогда сборная России не играла в Мировой лиге и готовилась к чемпионату Европы через матчи Евролиги.
– По ходу карьеры вы играли со многими легионерами. Кто больше всех запомнился?
– Француз Люк де Кергре, с которым я играл в «Урале» в сезоне 2007/08. Причем запомнился не только своей колоритной внешностью и дредами. Такого уровня связующих в моей карьере можно по пальцам одной руки пересчитать. С ним было очень комфортно играть. Он прекрасно чувствовал игру и отлично пасовал. После завершения сезона мне предложили новый контракт и говорили, что lе Кергре остаётся. Я подписался, но потом очень расстроился, когда узнал, что Люка все-таки не будет. Веселый парень, любил пошутить и постоянно менял шапочки на голове.
«ФАНТАЗЁР» ОКАЗАЛСЯ ВИРУСНОЙ ПЕСНЕЙ»
– Говорят, именно вы запустили в российскую суперлигу песню «Фантазёр».
– (Улыбается). На самом деле всё началось с Краснодара. Мы сидели в ресторане с другом Ромой и он дал послушать эту песню. Послушал разок – вроде песня, как песня. Но она оказалась вирусной и неожиданно стала на Кубани настоящим хитом. На одном из турниров по пляжному волейболу моя команда называлась «Фантазёры», а наша песня стала чуть ли ни гимном всего турнира. Она в режиме нон-стоп звучала и на пляжных площадках, и на дискотеках. Потом ее начали ставить на разминке краснодарского «Динамо». Затем в соцсетях ее исполняли Андрей Куцмус, Алексей Спиридонов, Вильфредо Леон. Забавно. Мы привнесли какой-то элемент шоу в наш волейбол.
– И помогли реанимировать карьеру исполнителя песни Ярослава Евдокимова.
– Это точно! Кстати, он приезжал в Краснодар, но, к сожалению, не получилось сходить на концерт.
– Как общаетесь с Алексеем Спиридоновым, с которым у вас произошел конфликт в 2013 году?
– Не хотелось бы вспоминать ту историю. Но вообще я не злопамятный человек, зла не держу. Мы не друзья, но при встрече здороваемся.
– 35 лет – тот возраст, когда уже можно спрашивать у игрока о завершении карьеры.
– У меня даже мыслей таких пока нет. Я люблю волейбол и буду играть пока позволит здоровье и буду востребован. Каких-то планов нет, потому что любой спортсмен не застрахован от травм, а это одному Богу известно.
«НИКОГДА НЕ БЫЛ НА МЕЛЬНИЦЕ»
– Летом Михаил Мельник возглавил федерацию волейбола Украины. Не ваш родственник?
– Нет, ко мне он никакого отношения не имеет. Мельник – очень распространенная фамилия в Украине. Хотя после этой новости мне начали приходить поздравительные сообщения.
– Вам когда-нибудь приходилось бывать на настоящей мельнице?
– Вы знаете, нет. Надо будет как-нибудь побывать. Наверное, сейчас ее уже будет не так просто найти.
– В одном из давних интервью вы говорили, что принимали присягу в Севастополе.
– Я окончил Белгородскую юридическую академию в звании лейтенанта. После этого меня должны были либо трудоустроить, либо уволить из органов. В итоге получился второй вариант. Меня, а также Серегу Баранова и Аркадия Козлова призвали в армию, причем на флот. Принимали присягу. С ребятами вопрос «Белогорье» решило, а меня перевели в ЦСКА. Оттуда забрала «Искра».
– Как на вас сказываются натянутые отношения между Россией и Украиной?
– В волейболе никаких проблем нет – даже разговоров на эту тему. Я согласен с тем, что спорт должен оставаться вне политики. Но всё равно летом езжу на родину, слышу разговоры. В целом приятного в этой ситуации, конечно, мало и она напрягает. Хотелось бы чтобы скорее всё это закончилось и наступил мир. Обидно, что братские народы стали врагами.
– Если составлять рейтинг ваших любимых городов, то как он будет выглядеть?
– На первом месте родной Харьков. Потом идет Одесса. Там море и я люблю ездить туда отдыхать. Очень понравился Краснодар. Зеленый город и море рядом. Дальше Москва, где я проводил много времени, пока играл за «Искру». Возможно, после сезона в «Зените» в этом рейтинге появится и Казань. Очень красивый город.
Владимир МЕЛЬНИК
Амплуа: доигровщик
Дата рождения: 21 июля 1980 года
Место рождения: Харьков
Карьера: «Белогорье» (Белгород) – 1998 - 2003; «Искра» (Одинцово) – 2003 - 2007; «Урал» (Уфа) – 2007 – 2010, 2014/15; «Кузбасс» (Кемерово) – 2010/11; «Ярославич» (Ярославль) – 2011/12; «Факел» (Новый Уренгой) – 2012/13; «Динамо» (Краснодар) – 2013/14, 2015/16; «Зенит-Казань» – 2016/17.
Достижения в клубах: чемпион России (2002, 2003), победитель Лиги чемпионов (2003), обладатель Суперкубка России (2016), серебряный призёр Лиги чемпионов (2004), серебряный призёр Кубка ЕКВ (2006), бронзовый призер чемпионата России (2007).
Достижения в сборной: серебряный призёр чемпионата Европы (2005), победитель Евролиги (2005), бронзовый призёр Мировой лиги (2009).