Диагональная казанского «Динамо» Екатерина Гамова посетила редакцию Sovsport.ru и рассказала о своем желании выступить на Олимпиаде в Рио, ответила на вопрос о том, увидим ли мы ее еще когда-либо плачущей прилюдно, а также развеяла слухи о том, сможет ли турецкий клуб предложить больше денег, чем Казань, и призналась, что рада за Леонардо Ди Каприо, который наконец получил «Оскар».
«Мы что, должны с Гончаровой друг другу волосы выдирать?!»
- Последний раз вы выступали за сборную на чемпионате мира-2014. Соскучились по сборной?
- Мне некогда было скучать, были другие проблемы. Не могу сказать, что у меня пропадает много времени, когда я не в сборной. Перед этим сезоном я много времени провела на реабилитации. Я все время в волейболе, поэтому не могу сказать, что скучаю или нет.
- Ваше участие в Олимпиаде в Рио по-прежнему под вопросом. Общались с главным тренером сборной Юрием Маричевым по этому поводу?
- С Юрием Николаевичем мы виделись последний раз на матче с краснодарским «Динамо» в ноябре прошлого года. Если мне поступит вызов в сборную, я, конечно же, буду рада и соглашусь, приму его.
- До сих пор предметного разговора по поводу сборной не было?
- Пока нет.
- Ждете этот разговор?
- Не то чтобы каждый день сижу в ожидании, но я думаю, что в ближайшее время он состоится. Для меня главное сейчас – вернуться к своей форме после травмы.
- Многие хотят видеть вас на Олимпиаде в Рио.
- Другие люди могут хотеть что угодно, но тренер смотрит на это по-своему. У меня есть желание играть, и это, наверное, самое важное.
- На Олимпиаде-2004 в Афинах был феноменальный финал с китаянками, вы набрали 33 очка, но в итоге всего лишь серебро. Сложно вспомнить, чтобы с тех пор вы плакали прилюдно. Что может вас заставить заплакать сейчас?
- На людях – ничего. Отойти в сторонку и потом поплакать – это возможно.
- Нынешняя сборная России – уже сложившийся коллектив со своими лидерами. У вас нет никаких предубеждений?
- У меня нет никаких предубеждений на этот счет. Я готова исполнять в сборной любую роль, которую мне предоставит тренер на площадке, вне ее, во время тренировочного процесса. Я буду рада оказывать любую помощь.
- Сейчас основная диагональная в сборной – Наталия Гончарова. Есть ли соперничество с ней?
- Это уже какая-то ерунда. Чуть ли не после каждого матча ко мне подходят и спрашивают про Наташу. И к ней с такими же вопросами обращаются. Это уже бред! Недавно захожу после матча в раздевалку и говорю девчонкам: угадайте, о чем меня спросили? Мне в ответ - наверное, о Наташке спросили? Да! Видимо, надо придумать какую-то шутку, взрыв мозга, чтобы все отстали на какой-то момент и от нее, и от меня.
- Вы с Гончаровой – две яркие фигуры в мировом волейболе.
- Ну и что? Мы что, волосы должны друг другу выдирать? Не понимаю, - смеется Гамова.
- 22 августа 2016 года – первый день после Олимпиады в Рио. С какой мыслью вы хотели бы проснуться в этот день?
- Ой, вы так далеко загадываете. В данный момент мое участие в Олимпийских играх под вопросом. Хотелось бы, конечно, проснуться там, в Рио.
«Не думаю, что московское «Динамо» сильнее нас»
- В этом сезоне московское «Динамо» дважды обыграло вашу команду со счетом 3:0. Этот соперник сейчас объективно сильнее?
- Не могу сказать, что они сильнее нас. Московское «Динамо», конечно, показывает очень хорошую игру. Просто так складывались обстоятельства, что в обоих матчах у нас выпадали основные игроки. Отсюда и результат.
- То есть в первом матче Казани не хватило вас, а во втором – Антонеллы Дель Коре?
- Думаю, да.
- 4 марта в чемпионате России пройдет еще один суперматч – казанское «Динамо» против краснодарского, которое дома неожиданно проиграло красноярскому «Енисею»…
- Конечно, меня удивил такой результат, все-таки Краснодар претендует на медали. Это очень хорошая команда, в которой собраны игроки национальной команды.
- У соперниц сейчас травмирована Татьяна Кошелева. Без нее, наверное, будет легче справиться с Краснодаром?
- До 4 марта еще есть время. Думаю, что Татьяна сможет восстановиться. Она – лидер краснодарского «Динамо», который несет основную нагрузку в атаке. Это эмоциональный игрок, который дает заряд всей команде. Не думаю, что без нее прямо намного легче будет нам, но это безусловный минус для Краснодара.
- Насколько справедлива в этом сезоне система определения чемпиона России у женщин – регулярка плюс короткий «Финал четырех»?
- Все связано с тем, что этот сезон олимпийский, и в конце клубного сезона нужно готовиться к Играм в Рио. В мужском чемпионате, например, вообще нет плей-офф в этот раз. В этом сезоне, наверное, московское «Динамо» расстраивается из-за того, что не пролоббировало такую же систему, как в мужском чемпионате – только регулярка и все. Если бы был выбор, наверняка они бы проголосовали за регулярку.
- Вы хотели бы сыграть полноценный плей-офф?
- Я привыкла к тому, что сезон заканчивается сериями плей-офф. Это всегда интереснее в первую очередь для зрителей. Насколько я знаю, «Финал четырех» пройдет в Калининграде. В Калининграде очень хорошие болельщики. Я думаю, они будут рады, когда к ним приедут четыре лучшие женские команды на «Финал четырех».
- В этом сезоне в суперлиге есть три откровенных аутсайдера – «Воронеж», «Метар», «Омичка». Как оцените уровень конкуренции в лиге?
- Уровень конкуренции упал не только в этом сезоне, но и в прошлом. Это в первую очередь связано с финансовой ситуацией в стране и в волейболе в частности.
- Стоит ли сократить женскую суперлигу, чтобы поднять конкуренцию?
- Болельщики команд, которые вы перечислили, хотят видеть свои клубы в суперлиге. А командам, которые идут в верхней части таблицы и участвуют во всех турнирах, много летают, приезжать в город ради победы за час – не очень хорошо.
«В казанском «Динамо» есть все, что мне нужно»
- В казанском «Динамо» вы с 2010 года. Что для вас значит эта команда?
- Всё! – улыбнулась Гамова. – Вместе с «Динамо» мы добились очень много побед, причем за короткий период времени, за пять лет.
- Ришат Гилязутдинов – идеальный тренер для вас?
- Он в принципе идеальный тренер. Молодой перспективный специалист, который постоянно учится, не стоит на месте. С ним интересно двигаться вперед.
- В начале карьеры вы выступали под руководством Николая Карполя. К Карполю на данном этапе вернулись бы в «Уралочку»?
- Нет, это уже пройденный этап. Я нахожусь там, где я хочу находиться, там, где мне комфортно, душевно спокойно.
- Не собираетесь обосноваться в Казани?
- Нет. Это место моей работы, где я нахожусь большую часть времени, но мой дом – в Москве.
- За рубежом вы играли только в Турции. Нет желания поиграть где-либо еще за пределами России?
- Я рада, что у меня был такой хороший опыт. Это был переломный момент для меня. Предложения из турецких клубов поступали и поступают каждый год, но пока – нет. Я рассматриваю все предложения, но последние шесть лет я не изменяю Казани. Все, что мне нужно, у меня есть там. И со спортивной точки зрения, и с медицинской, и в плане общения с тренером, и в финансовом плане. Плюс лететь до Москвы всего час, то есть семья всегда рядом, что очень важно для меня.
- А если турецкие или итальянские клубы предложат значительно больше денег, чем Казань?
- Они не смогут просто. Есть какие-то реальные цифры. Реальная стоимость каждого игрока. Намного больше никто не предложит. А в моей ситуации я не вижу смысла что-то менять ради трех рублей, грубо говоря, когда есть много плюсов в Казани. Для меня намного важнее мое психологическое состояние, возможность бывать дома, мои отношения в команде. То есть спокойно приходить домой, без нервов. Ко мне все время приезжает супруг, я тоже летаю в Москву.
- То есть все хорошо настолько, что могли бы играть в Казани до завершения карьеры?
- Да мне недолго осталось, - смеется Гамова.
- А конкретнее?
- Я планирую что-то для себя, но пока не буду озвучивать.
- Но в следующем-то сезоне мы увидим вас в Казани?
- Про следующий сезон нужно думать позже, не сейчас. Сейчас нужно решать задачи, которые поставлены перед клубом на этот сезон. Это намного важнее, чем то, что будет позже.
- С вашим опытом и пониманием игры могли бы стать тренером?
- Не хотелось бы.
«Спрашиваю у Вербова – ну как ты, не разваливаешься еще?»
- Казань – спортивный город. На хоккей, например, выбираетесь?
- Может, раз в году выбираемся командой на хоккей. На футбол не ходим. На мужской «Зенит» можем посмотреть буквально после своей тренировки, в одном зале играем. Вообще, график у нас очень плотный, нет особой возможности все смотреть.
- Изменилось ли отношение к женскому волейболу в Казани с 2010 года, когда вы приехали туда?
- Нет. Меня узнают, но не знают, что я делаю в Казани. Например, хожу по торговому центру, зашла по своим бытовым делам. А меня спрашивают: «Что вы здесь делаете?» Отвечаю: «Знаете, мне было так грустно в Москве, что я приехала к вам в Казань прогуляться по магазинам», - смеется Гамова. – Это, конечно, больше всего расстраивает. Все-таки казанское «Динамо» – очень хорошая команда, мы очень много выигрываем. Хотя вот на мужской волейбол в Казани ходит больше людей. У них и финансовые возможности немного другие, чем у нашего клуба.
- Зависть есть?
- Это не зависть к ним. Это желание, чтобы со стороны нашего клуба было проделано больше работы, чтобы добиться такого же результата в плане зрительского интереса, как у них.
- С ребятами из «Зенита» общаетесь?
- Все время встречаемся в зале. С кем-то ближе знакомы. Например, с Лешей Вербовым общаемся, перекидываемся фразами вроде «ну как ты, жив еще, не разваливаешься?».
- В октябре прошлого года сообщалось, что минспорта Татарстана планирует открыть в Казани школу Екатерины Гамовой. На какой стадии проект?
- Проект пока разрабатывается, вот и все, что я пока знаю о нем. Я могу выступить лицом этой школы, проводить мастер-классы, общаться с детьми. В таком формате могу поучаствовать.
- Несколько лет назад Международная федерация волейбола соорудила пятиметровую статую Екатерины Гамовой для популяризации волейбола в мире. Как восприняли идею создания скульптуры?
- Я отношусь к этому совершенно спокойно, как к акции, которую проводила Международная федерация волейбола. Часть меня стоит в Казани, но я вообще не вижу эту статую, так как она сейчас стоит у другого входа в казанский спорткомплекс, в котором мы выступаем. Только журналисты таскают меня к ней, чтобы сфотографировать рядом с ней.
- Какие ощущения, когда впервые сфотографировались у подножия самой себя?
- Было интересно посмотреть на эту фигуру. Похожа вроде, большая, прикольно, - улыбается Гамова.
«Ди Каприо получил «Оскар»? Аллилуйя!»
- Как любите проводить отпуск?
- Путешествую с супругом, с друзьями. Это может быть и Европа, и Селигер. Все зависит от времени года и того, что мы запланировали зимой на целое лето.
- Пока непонятно, поедете вы на Олимпиаду или нет. В связи с этим планируете отдых на это лето?
- Все будет зависеть от того, придет мне вызов в сборную или нет. Насколько я знаю от девочек из сборной, после окончания чемпионата России будет небольшой перерывчик для отдыха. Если будет время, обязательно куда-нибудь поеду отдохнуть.
- То есть уже наметили место в Европе, куда планируете съездить?
- Если получится, мы планируем поехать в Париж, как это ни банально. С этим городом у нас связана отдельная история. Не только моя и супруга история, но и всей нашей семьи. Так получилось, что только наш папа не был в Париже. Поедем все вместе. Там есть одно знаковое для нашей семьи место – «Кафе де ля Пэ», в котором родители папы, известные разведчики, передавали в давние времена секретные материалы. А затем поедем на океан, на север Франции.
- Вы ведь познакомились с будущим супругом во время рекламного ролика?
- Да, я принимала участие в рекламном ролике, а компания Михаила работала над ним. Его компания еще снимала ролики для Универсиады. Приехал в Казань по делам, хотя потом сказал, что мог и не приезжать ради них.
- Сам съемочный процесс напрягает вас, или вы относитесь к нему как к развлечению?
- Фотосъемка мне нравится. Видеосъемка - это уже немножко другое и сложнее. Главное – расслабиться и влиться в процесс.
- Процесс создания кинематографических произведений вам уже более понятен?
- Конечно, я интересуюсь этим. Я стараюсь узнать, что готовят наши родители, какие проекты. Пытаюсь в шутку забить себе какое-то место в проекте. Говорю, возьмите уже меня на съемочную площадку, я буду дым поверху пускать! – смеется Гамова. – У меня это лучше всех получится. Мне действительно хотелось бы попасть на съемочную площадку, но не в качестве актрисы. Каждый должен заниматься своим делом.
- В ночь на 29 февраля вручали премии «Оскар», и половина цивилизованного мира болела за Леонардо Ди Каприо…
- Так дали ему «Оскара» в итоге?
- Да.
- Аллилуйя! Весь мир может выдохнуть теперь, - смеется Гамова. – А вообще, я не смотрела церемонию, я спала. Я не переживала за Ди Каприо, просто такая истерия уже была из-за него. Думаешь уже - ну дайте вы ему «Оскар», ну дайте же, пусть все успокоятся! На самом деле он хороший актер. Несправедливо все-таки, когда всем дают «Оскар», а ему – нет.
- Фильм «Выживший», за который он получил «Оскар», смотрели?
- Нет. Мне он показался кровожадным. Слышала, что там много жестких сцен, много крови. Это не мое. Девочки меня поймут.
По материалам sovsport.ru