Продолжаем нашу рубрику «Легион «Химика», в рамках которой мы беседуем с экс-волейболистками южненского клуба, играющими сейчас за рубежом.
Сегодня у нас в гостях Екатерина КАЛЬЧЕНКО – волейболистка, которая придя в «Химика» в 18-летнем возрасте, сразу завоевала место в основном составе и в итоге стала 6-кратной чемпионкой Украины.
Прошлый сезон воспитанница луганского волейбола, как и ее одноклубницы по «Химику» Юлия Герасимова, Ирина Трушкина и Татьяна Козлова, провела в Турции. Провела во втором по рангу дивизионе, а именно в команде «Карайоллари» из Анкары.
Общаться с этой высокой брюнеткой с большими глазами – одно удовольствие, правда, вот, «раскрутить» ее на интервью за время выступления за южненскую команду удавалось нечасто. Всего несколько раз. И в этот раз Екатерина, с которой мы увиделись на тренировке «Химика», сперва отказалась, но потом сам перезвонила и предложила встретиться. Разговор сложился – и к этому даже не надо было прилагать каких-то дополнительных усилий. Волейболистка была открытой и искренней...
ВНОВЬ В «ХИМИКЕ»
- Катя, какими судьбами на тренировке «Химика»?
- Да, у игроков «Химика» тоже возник вопрос, не возвращаюсь ли я в Южный. С удовольствием бы поиграла здесь. Только приятные воспоминания о времени, проведенном здесь. О клубе, о руководстве, девчонках, тренерах, победах, которых мы все вместе добивались. Нет, я не возвращаюсь. Просто готовлюсь постепенно к новому сезону, тем более что я в Южном живу – грех было бы не воспользоваться возможностью. У нас очень рано закончился чемпионат – 11 марта. Естественно, в этот период я поддерживала форму, чтобы войти в тренировочный процесс более-менее подготовленной. В команде, конечно же, легче готовиться, нежели самой, тем более, что все свои, всех знаю.
- Сколько времени будете тренироваться в «Химике»?
- Не могу точно сказать. Я в поиске новой команды, поэтому в любой момент могут вызвать в расположение клуба. В целом же, хочется попробовать себя на более высоком уровне. Посмотрим…
ДОЛГОЖДАННАЯ ТУРЦИЯ
- Давайте поговорим о сезоне в целом. Начнем сначала. Как сложился вариант с Турцией?
- С Турцией мне, можно сказать, очень повезло. Прошлым летом, достаточно поздно, я сделала операцию на плече. Соответственно восстановление большей частью проходило осенью. И когда мне в конце сентября позвонили и сообщили о том, что есть вариант поехать на просмотр в Турции, у меня был единственный вопрос: «Зимние вещи брать?». «Бери», - говорят. - «На всякий случай» (улыбается). Сказать, что я была рада, значит, ничего не сказать. Очень хотелось продолжить карьеру, а кроме того, в Турции играл мой муж (гандболист Эдуард Захаров. – пресс-служба). Поэтому для меня это был идеальный вариант. Хотелось быть почаще вместе. Естественно, собралась и поехала. И в итоге осталась. Уже непосредственно в клубе восстанавливалась после операции. А играть начала примерно в середине октября.
Было очень интересно. Другая страна, другая культура, другое отношение к спорту, другое отношение ко мне как к человеку. И в связи с этим поначалу было тяжело. Хотя приняли меня очень приветливо – всем было очень интересно, как мы здесь живем. В команде, кроме меня, было две иностранки: Душанка Биберович из Сербии и Женя Алпаслан – российская волейболистка с турецким паспортом. И они мне очень помогали в самых разных бытовых вопросах. Вплоть до такого, что праздники проводили вместе.
Вообще, должна сказать, что в Турции спорт, вообще, и волейбол, в частности, очень любят. Достаточно сказать, что во втором по рангу турецком дивизионе, где я играла, две группы по 14 команд. В «моей» группе из Анкары было семь команд, где выступали Юля Герасимова с Леной Лымаревой.
- Кроме того, предыдущие два сезона вы играли с мужем далеко друг от друга. А тут, наконец, в одной стране, можно, сказать, рядом…
- Да, это очень важный момент. Нагрузки в «Химике» были очень серьезные, и иногда хотелось просто, чтобылюбимый человек обнял. В Турции же виделись очень часто. Часто виделась с Ирой Трушкиной, Таней Козловой, Дашей Озбек. Не говоря о том, что мы с Юлей Герасимовой и Леной Лымаревой собирались каждые выходные, чтобы обсудить турецкий волейбол (смеется). Сошлись во мнении, что отношение к легионерам, конечно, иное, нежели к местным игрокам.
- Какое же?
- Легионер играет практически без права на ошибку. А кроме того, если ты легионер, должен уметь все в волейболе. В каком бы амплуа не играл. Когда приехала в Турцию, я еще не могла нападать, так как еще не до конца восстановилась после операции, и поэтому где-то неделю пасовала, заменяя вторую пасующую, которая пропускала тренировки. А в конце сезона меня поставили в диагональ.
- Как вы чувствовали себя на непривычной позиции?
- Наиболее тяжело пришлось в блокировании во второй зоне. А в целом – круто. В «двойке» мне понравилось. Интересно.
Когда меня перевели в диагональ, тренер, конечно же, понимал, что это немного другая позиция, все было достаточно объективно с его стороны, помогали и девчонки. Естественно, что-то получалось, что-то – нет.
- Расскажите о тренировочном процессе, который был в клубе?
- Как я уже говорила, молодые девчонки в первой половине дня учились, оттого на утренней тренировке было немного людей. В основном отрабатывали подачу-прием, занимались в тренажерном зале. А вот вечером, с семи до девяти часов, полноценная тренировка. Каждую субботу игры.
- Понимали тренера, учитывая языковой барьер?
- Девочки-одноклубницы переводили, тем более, что и сербская волейболистка говорила по-русски. Общий язык нашли.
ТУРЦИЯ. ЖИЗНЬ И ВОЛЕЙБОЛ
- Как адаптировались в бытовом отношении?
- Было немного тяжело поначалу. Что касается быта, то меня поселили в гостиницу, без питания. Вещи стирала непосредственно в спорткомплексе – тренировочный зал находился неподалеку. В плане питания помогали легионеры клуба. Женя принесла пароварку, и я сама себе готовила.
- На улице обращали внимания, там ведь любят высоких, красивых?
(улыбается) – Было дело. Подходили, спрашивали «как дела», «откуда приехала», просили сфотографироваться. Но номер телефона никто не спрашивал (улыбается).
- Что скажете об уровне второй по рангу турецкой лиги?
- Не знаю, как в другой группе, но у нас первые команд восемь довольно неплохого уровня. Немного выделялись первые четыре. Если сравнивать с уровнем чемпионата Украины, скажем, сезона-2015/16, то первая четверка вполне могла бы бороться за медали.
Перед нами ставилась задача попасть в плей-офф, и мы могли это сделать. Но у молодых девчонок на первом месте все же была учеба, и это сказывалось на результате. Они в течение дня учатся, на вечернюю тренировку приходили уставшие, и потому не могли полностью выкладываться. Оттого и глупые ошибки в ответственные моменты матчей. Важный мяч, который нужно просто обработать… Но… Следовала ошибка.
- Режим, дисциплина?
- Разница с «Химиком», конечно, чувствовалась. У нас был четкий режим, все разложено по полочкам. Например, если говорить о последних сезонах, то у Сергея Ивановича были четко расписаны игровые схемы: каждый игрок знал, за что отвечает, до деталей. А там: ты ж легионер – давай, решай. У нас четкая дисциплина: тренер сказал – игрок сделал, а там – девчонки любят поговорить: «а зачем», «а почему», «а давайте меньше повторений».
- Насколько отличается уровень высшего турецкого дивизиона, где выступали Ирина Трушкина и Татьяна Козлова, с дивизионом, где играли вы?
- Там, конечно, поинтереснее. Там и легионеров больше. И соответственно играют «звезды» мировой величины. Конечно, хотелось бы попробовать там свои силы.
ПОЗИТИВНЫЙ СЕЗОН
- Можно ли назвать прошедший сезон периодом адаптации к зарубежному волейболу?
- Да, вполне. Этот период можно в какой-то мере назвать трамплином в чемпионаты более высокого уровня. Хочется поиграть на таком уровне. Хотя у моих близких есть и другие желания (улыбается).
Кроме того, стоит сказать, что столько волейбола, как в прошлом сезоне, я раньше никогда не видела. Дело в том, что в Анкаре много волейбольных команд – и женских, и мужских, и потому проходило немало матчей топ-уровня, которых, конечно же, смотрела, по возможности, вживую: Лига чемпионов, еврокубки, чемпионат, Кубок Турции. Мало того, что можно было их посмотреть, можно было еще и пообщаться с игроками.
- Было и такое?
- Да. Бывало, и на тренировках пересекались, ведь все это происходило в спорткомплексе Турецкой Федерации волейбола, где проходили матчи трех дивизионов. В общем, со «звездами» можно было запросто пообщаться. Как-то встретила одного волейболиста, с которым познакомилась еще на Всемирной Универсиаде 2011 года в Китае. Это бразилец Луис Фелипе Фонтелас, сейчас уже олимпийский чемпион, а тогда, если не ошибаюсь, в национальной сборной не играл. Для меня было приятной неожиданностью, что он меня узнал. «Звезда» все-таки, основной доигровщик сборной на Олимпиаде в Рио. Подошел, поздоровался. Простой, приятный в общении человек. Пересекалась с еще одним олимпийским чемпионом, американцем Дэвидом Ли. Кстати, также центральным блокирующим. Так получилось, что мы находились в одной компании. Он много лет играл в России и, представьте, прекрасно владеет русским языком – четко, внятно, красиво изъясняется. Я была просто поражена. Было интересно с ним пообщаться.
Возвращаясь к увиденному. Не на все игры, к сожалению, удалось попасть, так как частенько они совпадали с моими тренировками. В принципе, может это вас удивит, но мужской волейбол нравится больше, чем женский. На мой взгляд, он более зрелищный. Довелось посмотреть матчи Лиги чемпионов с участием итальянской «Модены», российского «Белогорья», да и яркие турецкие противостояния также остались в памяти.
- Как оцениваете для себя прошедший сезон в спортивном плане?
- Сезон получился. Я вернулась в волейбол после операции. Я очень благодарна руководству турецкого клуба за то, что взяли меня, когда я находилась далеко не в оптимальном состоянии. Плюс получила практику на позиции диагональной, что, считаю, стало для меня хорошим опытом. Кстати, на этой позиции в своем клубе также иногда играла Ира Трушкина, а также Даша Озбек, которая, как известно, является номинальной связующей. А все потому, что у нас в ДЮСШ учат делать все. Хотя нам, центральным блокирующим, проще адаптироваться к амплуа диагональной – «забеги»-то мы все равно бегаем.
Ну а что касается сезона в целом, повторюсь, положительным моментом стало то, что имела возможность часто видеться с мужем. До этого Эдик играл два сезона в Турции, я была в Южном. Скучала. Тяжело было. У нас же все-таки семья, а мы даже на праздники не виделись.
ЛЮБИМАЯ КОМАНДА. ЛЮБИМЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ
- За выступлением «Химика» в прошлом сезоне следили?
- Конечно, следила – и за командой, и за девчонками. Не все, конечно, удавалось посмотреть, так как были накладки по времени. В основном, конечно, еврокубковые матчи. Смотрела и чемпионат Украины. Печальное зрелище, конечно. Впрочем, с другой стороны, появился шанс проявить себя у молодежи. Для «Химика», перед которым всегда ставятся высокие задачи и в еврокубках, это, конечно, минус.
- Что бы вы хотели пожелать болельщикам «Химика»?
- Очень приятно, что болельщики до сих пор меня узнают, помнят. С улыбкой встречают на улице, заводят разговор. А пожелать хочется красивого волейбола, красивых побед. Ну и, конечно, мира и добра.