Один из лучших волейболистов мира, кубинец с польским паспортом Вильфредо Леон в интервью рассказал о том, что чувствует, пропуская Игры в Рио, назвал матч Россия – Польша "финалом мечты" на Олимпиаде, вспомнил, как нервничал на собственной свадьбе и объяснил, почему болеет за футбольный клуб "Челси".
- Вильфредо, после утренней тренировки "Зенита" вы задержались в тренажерном зале еще почти на два часа. В команде даже пошутили, что Леон слишком часто ел польские пироги в отпуске и привез лишний вес.
- Хорошая шутка (улыбается). На самом деле после обычных тренировок я занимаюсь по индивидуальной программе, которую для меня разработал один тренер из Польши. Он же готовил меня к сезону два года назад, когда я вернулся в волейбол после дисквалификации, и я решил использовать ее и на этот раз, чтобы подойти к чемпионату в оптимальной форме. Программа достаточно сложная, но я постепенно привыкаю.
- У вас было очень насыщенное событиями лето. Расскажите, как прошла ваша свадьба?
- Практически все взяла на себя моя жена. У меня пока есть проблемы с польским языком, ее семье было намного проще заниматься организацией, и они нам очень сильно помогли. Но в любом случае вся подготовка отняла у меня много нервов. Все эти примерки, утверждения, рекомендации… Лучший момент свадьбы - это когда пастор в церкви сказал нам: "Теперь вы муж и жена". Я был действительно счастлив.
- Волейболисты "Зенита" были на вашей свадьбе?
- Многие игроки уехали в свои национальные команды, а другая часть была в отпусках, поэтому я спокойно отнесся к тому, что они не смогли приехать. Гостей было не так много – 60-65 человек. Наши родители и близкие друзья. Мне понравилось. Жду не дождусь фотографий со свадьбы.
- Где провели медовый месяц?
- Мы отправились на остров Санторини в Эгейском море. Это было чудесное время. Мы были будто в раю. Все очень понравилось.
- Вы и во Францию на чемпионат Европы успели заглянуть. Я видел ваше фото на матче сборной Польши.
- Это был последний вечер перед нашей свадьбой. Как это будет правильно – мальчишник? Для меня поход на футбольный матч с таким количеством болельщиков стал большим сюрпризом. Мы с будущей супругой отправились во Францию, посмотрели эту игру. Жаль, что сборная Польши сыграла вничью с немцами. Это был мой первый поход на футбольный стадион в жизни.
- Неужели никогда прежде не ходили на футбол?
- А когда и где? Во время сезона времени совсем нет, а если и появляется, то в России на стадионах очень холодно. Сидеть два часа и мерзнуть…. Нет, это не для меня.
- А за футболом вообще следите?
- Конечно, я достаточно часто смотрю футбольные матчи по телевизору. Весь чемпионат Европы посмотрел. Еще я очень люблю бейсбол, но в Европе он не особо популярен, а трансляции из Америки идут поздно ночью, когда мне нужно спать. Поэтому я только читаю отчеты о матчах и слежу за результатами.
- Давайте угадаю – ваша любимая футбольная команда "Барселона"?
- В Испании – да. Но вообще я фанат "Челси". Они сейчас играют не очень хорошо, но я все равно за них болею.
- Не из-за Романа Абрамовича случайно?
- Когда я был помладше, кубинское телевидение нечасто показывало футбольные матчи европейских чемпионатов, а если и были трансляции, то в основном игр "Челси". Вот так я и полюбил команду. Дай-ка я вспомню, кто тогда играл за "Челси". Точно был Джанфранко Дзола.
- После победы в Лиге чемпионов с "Зенитом" вы уехали играть в Катар. Неужели не наигрались за сезон в России? Алексей Вербов весной говорил, что смертельно устала вся команда. И даже Леон.
- Смотрите, после Лиги чемпионов у меня было 20 дней на отдых, и я подумал, что мне будет скучно сидеть без волейбола столько много времени. Я набрался сил и поехал в Катар на две недели, а потом вернулся в Польшу.
- Получилось неплохо – вы стали MVP Кубка Катара и получили чек на 2000 долларов.
- Самое интересное, что на протяжении 20 этих дней я почти не тренировался и мяч-то толком не трогал. Но все сложилось хорошо. Моя команда победила.
- Что за история с вашей поездкой в пустыню в Катаре? Расскажите о ней поподробнее.
- Прежде я никогда не бывал в пустыне, хотя уже посещал Катар и другие арабские страны. Видел ее только в кино или сериалах, и мне было интересно узнать, что же это, на своем опыте. Один мой друг помог организовать поездку на границу с Саудовской Аравией, и это было нечто неописуемое. Невероятный опыт! А дюны! Никогда не забуду эту поездку.
Меня впечатлили правила движения на автомобилях в пустыне. Если ты зазеваешься хоть на секунду, то врежешься в соседнюю машину, так как из-за песка тебя заносит в разные стороны. А когда ты возвращаешься из пустыни, нужно следовать луне и стараться не упускать из виду огни города. Если потеряешься, то рискуешь проехать десятки и сотни километров и застрять где-нибудь в пустыне без бензина. А искать будут долго – от трех дней до недели, а то и больше.
- Многие звездные волейболисты – например, поляки Бартош Курек и Михал Кубяк - этим летом подписали контракты с азиатскими командами, хотя могли бы принести пользу клубам из Европы. Дело только в деньгах?
- Во многом это связано с лимитом на легионеров. Во многих чемпионатах есть ограничения на двух или трех иностранцев, и эти места заняты игроками с долгосрочными контрактами. И получается, что лишний легионер не может играть во всех турнирах, а только в Лиге чемпионов, как это было с Теодором Салпаровым в "Зените". Поэтому игрокам приходится искать работу в Китае, где, кстати, не такой уж низкий уровень волейбола. Китайская лига набирает силу, и во многом это происходит благодаря иностранцам. Они становятся примером для молодых волейболистов и многому учит их.
- Вы и связующий "Зенита" Игорь Кобзарь хорошие друзья. Как отреагировали на его попадание в состав сборной России на Олимпиаду?
- Я знаю, что его вызвали в сборную России в самый последний момент, и поначалу он не проходил в число тех, кто поедет на Игры. Кобзарь попал в расширенный список, но потом покинул расположение сборной. Я сказал ему: "Игорь, бог дал тебе шанс, и его нужно использовать. Борись до конца, делай все ради себя, своей команды и своей страны". Это Олимпиада – лучшее, что может быть в спорте.
- Олимпийский турнир у мужчин называют лучшим в истории, но выходит, что лучший игрок мира его пропускает. Вы сильно переживаете из-за этого?
- Иногда целые команды не попадают на Олимпиаду. Например, Сербия или Болгария в этом году. Я дважды пытался попасть на Игры
– в 2012-м или 2016-м, но что сейчас поделать. Мне действительно тяжело что-то говорить на эту тему. Если судьба предоставит мне шанс попасть на Олимпиаду, и я попаду на нее, то отдам себя на 100 процентов, чтобы выиграть золото. Для меня олимпийская победа - это высшее достижение в карьере любого спортсмена.
- Есть ли какие-нибудь новости о вашем дебюте в сборной Польши? Когда вы получите разрешение выступать за эту команду?
- Пока все разговоры только неофициальные. Я не знаю ничего наверняка, а только слышал, что возможно, смогу сыграть за сборную Польши в следующем году. Но пока никто не говорил об этом официально. Буду ждать, что еще остается делать.
- Простой вопрос – кто выиграет Олимпиаду в мужском волейбольном турнире?
- Ха, совсем простой. В Мировой лиге я увидел одно, в товарищеских матчах перед Олимпиадой – совсем другое, но и то, и другое не может говорить об истинной силе команд. Сейчас я даже представить не могу, кто выиграет Олимпиаду. 5-6 команд имеют отличные шансы на золото, и мне самому интересно, чем же все это завершится.
- Ну, трех фаворитов-то назовете?
- Ок, давай рассуждать. Бразилия играет дома, поддержка болельщиков ей обеспечена, но судьи-то будут не бразильские. В Мировой лиге бразильцы играли хорошо, но интересно посмотреть, насколько готовыми они подойдут к Олимпиаде.
Франция два последних сезона играла очень здорово, она выиграла чемпионат Европы, а ее поражение в Мировой лиге связано, скорее, с тем, что команда не сыграла на 100 процентов. Читал, что тренеры французов давали команде неделю отдыха, что могло сказаться на результате. И вот совсем недавно сборная России в товарищеском матче обыграла Францию со счетом 3-1, так что совершенно непонятно, чего ждать от двух этих команд.
А еще есть Польша, Италия, США с Мэттом Андерсоном. И не только с Мэттом. У американцев вся команда отличная, и она способна победить любого. Ближе к четвертьфиналу я смогу уже сказать, какая из команд выглядит лучше и кто, скорее всего, выйдет в полуфинал. Но сейчас это игра в угадайку. Могу лишь скрестить пальцы и пожелать удачи сборной Польши, так как у нее есть хорошие шансы на победу в Рио.
- Олимпийский финал вашей мечты – Польша–Россия?
- Я буду только рад. И сразу скажу, что это не связано с политикой. Матчи между сборными России и Польши интересны всегда со спортивной точки зрения. Это две сильные команды, которые показывают отличный уровень волейбола. В матчах России и Польши эмоции всегда на пределе, мотивация у обеих команд очень высокая, и на выходе мы получаем яркое зрелище. Так что я за такой финал.
- Весной вы подписали новый контракт с "Зенитом". А были предложения из других стран или от других российских клубов?
- Предложения были, но я расскажу такую историю. Когда я покинул Кубу и остался вне волейбола, интерес ко мне был у многих команд. Но "Зенит" был настойчивее остальных, а многие клубы просто забрали свои предложения назад. Я сделал правильный выбор, когда перешел в "Зенит", и мне хочется продолжить побеждать с этой командой. Мне нравится здесь, мне здесь комфортно, и именно здесь мне дали шанс играть в свой волейбол. А что до российских клубов, то даже если предложения и были, мой агент мог умолчать об этом. Моя работа – играть в волейбол, а не рассматривать варианты с другими командами. И вообще, когда речь пошла о моем будущем, я сразу сказал ему, что хочу продлить контракт с "Зенитом".
- Не так давно вы проводили в инстаграме конкурс, победитель которого получил вашу футболку с номером 9. Вы таким образом работаете над увеличением своей популярности или просто захотелось сделать приятное фанатам?
- Во время сезона, когда времени совсем нет, я часто слышу или читаю в социальных сетях просьбы болельщиков подарить им футболку. Многие из них следят за "Зенитом" из разных стран, просыпаются рано утром, чтобы посмотреть матч в прямом эфире, или приезжают в Казань из других городов. Но дать футболку каждому я не могу, а этот конкурс – хоть какая-то компенсация одному из болельщиков за его отношение ко мне. Я буду и в дальнейшем проводить такие конкурсы. Почему бы не сделать хотя бы одного человека немного счастливее, если у тебя есть такая возможность?
- Вы занимаетесь благотворительностью?
- Я не очень люблю распространяться на эту тему, но стараюсь по мере возможностей помогать детям, которые остались без родителей, или другим нуждающимся. В Польше молодожены могут сказать своим гостям, что именно им нужно подарить. И мы с женой решили, что обойдемся без подарков и без цветов, а лучше отдадим эти деньги в детский дом. Ему они намного нужнее.
По материалам rsport.ru