Доигровщик «Факела» и сборной России Егор Клюка в большом интервью рассказал об увлечении НБА и знакомстве с любимой девушкой в социальной сети, объяснил разницу между русскими и белорусами и выразил желание побывать в Тибете.
Уроженец белорусского Кобрина Егор Клюка (правильно ставить ударение на первый слог) в 2015 году дебютировал в сборной России на чемпионате Европы и сразу завоевал место в основном составе. На Олимпиаде в Рио, где сборная остановилась в шаге от пьедестала, 21-летний волейболист отыграл все восемь матчей. Сейчас Клюка – лидер и лучший бомбардир «Факела», в котором и началась его российская карьера.
«ЛЮБЛЮ БЕЛАРУСЬ И НЕ ЗАБЫВАЮ О РОДИНЕ»
– Егор, вы ощущаете какую-то разницу между россиянами и белорусами?
– Мне кажется, белорусы более добродушные. Есть в них какая-то деревенская доброта, в хорошем смысле этого слова. Народ более простой, не избалованный. В России в людях чуть больше злости.
– Александр Лукашенко в России воспринимается, как несколько комичный персонаж. Что вы о нем думаете?
– Когда я жил в Беларуси, мне казалось, что некоторые его законы слишком жесткие, поэтому людям непросто жить. Но, приехав в Россию, понял, что и здесь всем несладко, а разница между богатыми и бедными даже больше. В Беларуси нет нефти, страна маленькая, но Лукашенко как-то крутится, харизмы у него достаточно. Наверное, лучше него пока никого нет.
– Россия и Беларусь всегда были добрыми соседями, но в последнее время отношения чуть похолодели. Переживаете?
– Не хотелось бы уходить в дебри политики. Это не моё. Надеюсь, уже в ближайшее время всё наладится. Когда приезжаю к родителям, политику не обсуждаем. Мы так редко видимся, что при встрече стараемся передать друг другу больше тепла и позитива.
– Какой в Беларуси была реакция на то, что вы приняли российское гражданство?
– Конечно, сначала были возгласы недовольства, заявления о предательстве. Но я сразу дал понять, что люблю Беларусь, ценю ее и не забываю о родине. Я принял такое решение, понимая, что со сборной России смогу бороться за победы в самых больших турнирах – об этом мечтает любой спортсмен.
– В нынешнем сезоне вы с «Факелом» выбили из Кубка вызова уже два белорусских клуба…
– У меня складывается такое ощущение, что в Европейской конфедерации волейбола недолюбливают белорусские клубы – постоянно сводят их между собой или с нами.
– Может, просто со жребием не везёт?
– Да какой жребий!? Каждый год одно и тоже. Сыграть с середняками европейского волейбола, набраться международного опыта белорусам было бы гораздо полезнее, чтобы повышать свой уровень. Очень обидно, что «Факел» в ранних раундах попал на «Шахтёр» и «Батэ».
«О ПРЕДЛОЖЕНИИ «ЗЕНИТА» НЕ ЗНАЛ»
– В разных интервью вы говорили, что ваша цель – стать хорошим человеком и оставить след в волейбольной истории. К чему вы ближе, как считаете?
– Я не разделяю две эти цели. Хотелось бы, чтобы в будущем люди говорили: «Егор – красавец, хороший парень и волейболист отличный».
– То есть, вам важно признание окружающих?
– Это личные цели, я сам хочу совершенствоваться и как личность, и как волейболист. А уж будет признание или нет – об этом я не знаю.
– В 15 лет вы дебютировали в чемпионате Беларуси, в 19 лет – в российской суперлиге, в 20 – в сборной России, в 21 год – сыграли на Олимпиаде. Ваша карьера развивается стремительно. Успеваете насладиться этими моментами?
– Я встаю на одну ступень и сразу же хочется на другую. Не вижу в этом ничего плохого. Ни к чему топтаться на месте.
– В этом сезоне у «Факела» фактически три доигровщика. Многие специалисты сходятся во мнении, что в отсутствии серьезной конкуренции вы и Дмитрий Волков перестали прогрессировать. Согласны?
– Да, не буду спорить.
– И что же делать?
– Работать в контакте с тренерами и с самим собой. Анализировать свою игру, стараться становиться лучше с каждой тренировкой и с каждым матчем.
– Генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола Александр Ярёменко в октябре в интервью заявил, что «Казань предлагала Егору очень привлекательные условия».
– Я об этом не знал. Видимо, разговор был на уровне руководителей клубов, до меня не дошел.
– В детстве вы занимались фехтованием, причем фехтовали левой рукой. Почему в волейболе бьете правой?
– Сам не знаю. Сейчас вот думаю – может быть, стоило левой нападать. Возможно, было бы поинтереснее. Если честно, не помню этот момент. Наверное, правой рукой получалось бить сильнее.
– В молодежной лиге вы один сезон весьма успешно играли на позиции диагонального. Тренеры захотели, чтобы вы стали доигровщиком?
– Нет, это была моя инициатива. Хотелось постоянно быть задействованным в игре. В волейболе либеро и связующие не атакуют, блокирующие и диагональные – не принимают. Доигровщик делает всё. Сложно, но и интересно.
«НИКОГДА НЕ ПОНИМАЛ СЛОВА «НАГУЛЯТЬСЯ»
– Ветераны часто говорят: «Был в молодости дураком – тратил деньги налево и направо». Как вы справляетесь с искушениями?
– В 16 - 17 лет действительно ветер гулял в голове – совершал дурацкие покупки, тратил деньги на всякую ерунду. Но родители сумели объяснить, что время летит быстро и нужно стараться строить себе плацдарм на будущее. Появилось понимание этого и я стал более бережно относиться к тому, что заработал, тем более в профессиональном спорте деньги даются кровью и потом – здоровье уж точно не укрепляется.
– Вы сделали себе крутой подарок на Новый год...
– На самом деле, у меня пока даже прав нет. Купил машину нам – себе и девушке.
– Расскажите вашу историю любви...
– Кристина была одной из сотен болельщиков, которые написали мне в социальной сети «ВКонтакте» после олимпийского отбора в Берлине. Почему-то я ответил только ей. В ее сообщении были небанальные вещи, которые меня тронули. Я написал, что нужно скорее встретиться. Она родом из Тамбовской области, из села, хотя не любит, когда я это говорю (смеётся). После первой же встречи понял, что это мой человек. Родители при знакомстве также приняли ее очень тепло, буквально как дочку. Я уже сейчас считаю Кристину своей женой, пусть у нас пока и нет колец и штампов в паспорте. Сейчас живём в Серпухове, где базируется «Факел».
– Рано вы решили покончить с холостяцкой жизнью...
– А я никогда и не понимал слово «нагуляться». Во мне это просто не заложено. Отдавать себя ради каких-то утех... Для меня важнее что-то такое далеко идущее. Я никого не осуждаю, просто каждый выбирает свой путь.
– Продолжаете вести дневник?
– Да.
– Когда пишется особенно хорошо?
– После поражений и в самолётах. Во время полета как-то изолируешься от всего.
– О чем пишете?
– От дня зависит и от событий в жизни. Могу что-то поверхностное вроде путевых заметок, могу рассуждать о чем-то более глобальном, могу анализировать свою игру.
– Если одноклубники откроют ваш дневник, узнают о себе много интересного?
– Нет. Если есть что сказать, говорю это в лицо. Может быть, в этом мой минус. Не могу что-то держать в себе. Разумеется, говорю в корректной форме. Пока конфликтов не было.
– Есть поступки, за которые вам стыдно?
– Да. Не готов сейчас о них рассказывать, может быть, когда-нибудь напишу в автобиографии, если будет кому-то интересно. Те люди, которые меня знают по юношеским годам, наверное, удивляются, что я сейчас стал таким сдержанным. В такие дебри мог уйти, что аж страшно становится…
– Можно сказать, что переезд в Россию спас вашу карьеру?
– Да. Если бы я остался в Беларуси, мог пойти не по тому пути.
«СОПЕРНИКА НУЖНО ПОБЕЖДАТЬ В ГОЛОВЕ»
– Вы исполнили свою мечту и летом 2015 года побывали в Нью-Йорке. Какие остались впечатления?
– Самые лучшие! Хотя в этом огромном городе реально чувствуешь себя очень мелким человеком. Хотелось бы туда вернуться, но теперь уже с девушкой – посетить какие-то романтические места.
– Отношение людей менялось, когда узнавали, что вы из России?
– Совершенно нет. Ни одного плохого слова про Россию не услышал. Может быть, я не со многими общался, но в целом, как к народу, к россиянам там относятся нормально. Я никакого негатива не почувствовал.
– Есть еще места, которые очень хотелось бы посетить?
– Хотел бы побывать в Тибете.
– Нестандартное желание для 21-летнего парня. Обычно люди едут туда, чтобы духовно познать себя.
– Я этого и хочу. Мне кажется, мы не понимаем всей своей силы. Кто постигнет себя, тот будет непобедим. Почему мы проигрываем? Нам мешает наша же голова! Мы делаем эти движения миллионы раз, но в решающий момент подаем в сетку или бьем в аут. В спорте высших достижений побеждает только тот, у кого есть контакт между мыслями и телом. Прежде всего, нужно побеждать соперника в голове. Если не удалось сделать это до игры, на площадке всё уже предрешено. Статистика и прочие детали уходят на второй план. Появляются мысли пораженцев, как говорит Владимир Алекно.
– «Факел» недавно играл с «Зенитом». Вы не поверили, что обыграете казанцев?
– Именно так. Если бы перед игрой мы все сказали себе «Мы обыграем их!», то сделали бы это. Ход игры показал, что нам это было по силам – все партии проиграли в концовках.
– У вас в команде есть психолог?
– Нет.
– Вы бы открыли ему душу?
– Не уверен. Сейчас у меня есть человек, которому я полностью открываюсь и желаю, чтобы у каждого был такой.
– Вы – добряк. Вам это мешает в волейболе?
– Обычно я достаточно спокоен во время игры. Мне кажется, иногда мне не хватает жесткости на площадке. Приходится искусственно вызывать в себе эти эмоции.
– Николай Апаликов признавался, что по ту сторону сетки у него всегда есть игрок, которого он ненавидит – так заряжается эмоциями.
– Я ненавижу себя, если делаю что-то плохо. Злюсь, когда понимаю, что нужно делать, но не делаю.
– «Думаю, что за этот турнир он сформировался и как игрок, и как мужчина», – сказал про вас Алекно после отбора к Олимпиаде в Рио. Вы ведь тогда играли с травмой?
– Да, была проблема с кистью. Но в тот момент об этом не думал – выходил и играл. Конечно, приятно слышать такие слова от такого авторитетного тренера. Наверное, тогда я смотрелся хорошо. Сейчас нужно подтверждать это.
– Не секрет, что вашим кумиром в детстве был Сергей Тетюхин. Ваши ожидания и впечатления после знакомства совпали?
– Да, как и я предполагал, Сергей – очень интересная личность. Каждому бы посоветовал с ним пообщаться.
– Не могу не спросить о новом главном тренере сборной России Сергее Шляпникове. Вы с ним завоевали «бронзу» на Европейских играх.
– Обсуждать тренера с моей стороны будет некорректно. Да и для меня не так важно, кто тренер. Важна команда. Если мы сплотимся и будем единомышленниками – то будем сильны. Лично я горю сборной России и хочу помочь ей добиться больших успехов.
«ЗНАЮ ОБ НБА БОЛЬШЕ, ЧЕМ О СУПЕРЛИГЕ»
– Судя по всему, вы любите фотографировать?
– Это хобби моего отца и мне тоже нравится. Вообще, если получать второе образование, то хотелось бы что-нибудь для души. Мне очень нравится дизайн. Езжу по гостиницам –запоминаю какие-то проекты. Вот в отеле в Казани душевая понравилась – поставил себе галочку.
– У вас в Instagram много видеороликов, где вы забрасываете мячи в баскетбольное кольцо. С какого дубля снимаете?
– Максимум два-три дубля, но один раз издали раз двадцать бросал – это хорошо видно по количеству мячей под кольцом.
– Любите НБА?
– Смотрю все матчи, читаю интервью, знаю результаты и всё, что происходит в командах. За нашей суперлигой так не слежу, как за НБА. Мне всегда нравился этот вид спорта. Сам играл в детстве и сейчас люблю поработать над ведением и побросать – это меня расслабляет.
– Видел ваши фотографии из Рио с Кевином Дюрантом и Кармело Энтони. Ваши эмоции в тот момент?
– Сердце стучало! Там вся сборная США была. Запоминающийся момент. Я его никогда не забуду, а фотки будут напоминать.
– Наверняка коллекционируете что-то, связанное с НБА?
– Кроссовки. Их у меня пока не так много – дороговаты. Зато много бейсболок и маек. Когда-нибудь сделаю что-то вроде музея.
– То есть, у друзей нет проблем с выбором подарков?
– Да, это прямо верняк! Лучше кроссовки. Остальное я сам куплю (смеётся).
– Какие у вас еще есть увлечения?
– Технику очень люблю.
– Новая модель айфона в команде первым появляется у вас?
– Да, но я не такой фанат, чтобы сразу покупать. Естественно, жду, когда цена упадет.
– В Новом Уренгое на улицу выходите?
– Стараюсь по минимуму. У меня аллергия на холод – кожа плохо реагирует на мороз. Да и дышать там непросто. Стакан кипятка в минус 40 на улице плещешь – вода сразу превращается в снег.
Досье
Егор КЛЮКА
Амплуа: доигровщик
Дата рождения: 15 июня 1995 года
Место рождения: Кобрин (Беларусь)
Карьера: «Западный Буг» (Брест) – 2010 - 2012; «Факел-2» (Новый Уренгой) – 2012 - 2014; «Факел» – с 2014 года.
Достижения: бронзовый призёр Европейских игр (2015), победитель Универсиады (2015), чемпион мира среди молодёжных команд U-23 (2015), чемпион Молодежной лиги (2014), участник Олимпийских игр (2016).
Индивидуальные достижения: MVP и лучший доигровщик чемпионата мира среди молодёжных команд U-23 (2015), лучший нападающий Молодёжной лиги (2013, 2014), лауреат приза «Открытие сезона» чемпионата Беларуси (2012).
Сыграл 26 матчей за национальную сборную России, набрал 259 очков.